Согласно исследованию швейцарской исследовательской организации Food For Thought, в 2004 году общий объем продаж сыров в странах Западной Европы составил €49,6 млрд., или 4,9% от общего объема рынка всех продовольственных товаров и напитков (€1004 млрд.). Географически исследование охватывает 15 стран Западной Европы, старых членов Европейского Союза, а также Норвегию и Швейцарию. Рынок сыров стран Западной Европы был изучен по следующим товарным группам: свежие сыры, твердые сыры, переработанные сыры и продукция.
Представленные в обзоре данные относятся ко всем сырам, проданным для конечного потребления населению в розничной сети, на предприятиях общественного питания или произведенным для собственного потребления, и не включают промышленное или промежуточное потребление.
Наиболее крупным оператором на рынке сыров Западной Европы является компания Bongrain с долей рынка около 8,6%, за которой следуют Lactalis (7,4%) и Bel (1,2%). Их продукция представлена в сумме.на рынках 48 стран мира. В то же время, наибольшее распространение на мировом рынке имеет продукция компании Altria, хотя сама эта компания на западноевропейском рынке сыров занимает лишь 5-ю позицию (4,8% рынка). Данные о представительстве компаний на рынках включают слияния и поглощения.
Самый большой по продажам сыров в Западной Европе, рынок Франции занимает до 22% западноевропейского рынка сыров, емкостью в €10,9 млрд. В Германии проживает 15% населения Западной Европы.
Стоимость же продаж сыров в трех наиболее крупных странах Западной Европы, в т. ч. Италии и Германии, составляет до 64% всего западноевропейского рынка сыров. Во Франции, Германии и Италии вместе проживает 51% населения Западной Европы.
Пятерка крупнейших государств, в т. ч. Великобритания и Испания (кроме указанных выше), занимают до 75% рынка сыров Западной Европы, где потребителями являются 77% населения Западной Европы.
Остальные 12 стран разделяют оставшиеся 25% рынка.
Среди трех основных групп сыров, реализуемых на рынках стран Западной Европы, самая большая стоимость продаж пришлась на твердые сыры, или до 73% общего западноевропейского рынка сыров в 2004 году.
Что касается роста рынка сыров в Западной Европе с 1999 по 2004 год, то наибольший рост рынка отмечен в Германии, Франции и Италии. Причем рост объемов продаж в Германии резко опережает увеличение рынков остальных стран Западной Европы.
В абсолютных показателях с 1999 по 2004 год среднегодовой рост западноевропейского рынка сыров составил около €75 млн. на страну. Наиболее растущими странами в стоимостном выражении были Германия – среднегодовой рост на €410 млн., Франция – €224 млн. и Италия – €134 млн. На сумму выше €50 млн. среднем в год росли рынки сыров таких стран как Великобритания, Испания, Греция и Нидерланды. Наиболее низкими темпами росли рынки сыров стран Северной Европы (Ирландия, Дания), при этом рынок Норвегии за 6 лет практически не вырос.
В относительных показателях с 1999 по 2004 год среднегодовой рост западноевропейского рынка сыров составил около 0,3%. Наиболее быстрорастущими странами в процентном выражении были Греция – среднегодовой рост на 3,4%, Нидерланды – 2,8% и Швеция – 1,9%. Выше 1% в среднем в год росли продуктовые рынки таких стран как Великобритания, Португалия, Финляндия, Швейцария и Дания. В среднем с 1999 по 2004 год относительное снижение объемов рынка зафиксировано в Италии, Испании, Австрии, Бельгии/Люксембурге, Норвегии и Ирландии.
Непосредственно продажи всех товарных групп сыров в Западной Европе с 1999 по 2004 год в среднем в год росли на €356 млн. Наиболее быстрорастущим в стоимостном выражении был рынок твердых сыров – среднегодовой рост на €712 млн., далее – рынок свежего сыра – €247 млн., медленнее всего рос рынок переработанных сыров – $109 млн. в год.
Однако, в относительных показателях с 1999 по 2004 год среднегодовой рост различных групп сыров имеет обратные показатели. Наиболее быстрорастущим в процентном выражении оказался рынок переработанных сыров – среднегодовой рост на 1,1%, далее – рынок свежего сыра – 0,7%, а вот рынок твердого сыра в относительном выражении вырос наиболее заметно – всего на 0,1% в год. Отметим, что на рынках крупных потребляющих стран даже небольшого увеличения рынка в относительном выражении зачастую бывает достаточно для достижения значительного роста в денежном эквиваленте.
Продукты питания под собственными торговыми марками розничных сетей продолжают отнимать рыночную долю у брэндовых продуктов производителей на многих рынках продуктов питания. Сыры, произведенные для собственного потребления, и небрэндовые продукты, как, например, домашние сыры или сыры, производимые в сельской местности кустарно на продажу, составляют незначительную долю рынка.
В общем рынке сыров по объему продаж брэндированная продукция производителей занимает до 77,1% всего рынка, а собственные торговые марки дистрибьюторов – 18,4%.
Около 90% сыров в стоимостном выражении потребители стран Западной Европы получили через покупки через розницу (€44,7 млрд.), остальная часть была предоставлена через различные услуги, в т. ч. через различные заведения общественного питания.
Топ-20 операторов рынка сыров в Западной Европе, 2004 г.
Двадцатка крупных холдингов Западной Европы контролирует около 62% рынка сыров данного региона.
Западная Европа: рейтинг компаний на рынке сыров, 2004 г. |
||
Рейтинг |
Компания |
Рыночная доля |
1. |
Bongrain |
8.62% |
2. |
Lactalis |
7.39% |
3. |
Bel |
7.01% |
4. |
BC Partners |
5.47% |
5. |
Altria |
4.83% |
6. |
Arla Foods |
4.49% |
7. |
Auricchio |
2.98% |
8. |
Friesland Coberco |
2.75% |
9. |
CNP |
2.39% |
10. |
Sodiaal |
2.08% |
11. |
Consorzio Granlatte |
1.91% |
12. |
Hochland |
1.85% |
13. |
Campina |
1.46% |
14. |
Danone |
1.45% |
15. |
Milk Link |
1.37% |
16. |
Unilever |
1.34% |
17. |
Dairy Crest |
1.33% |
18. |
Nordmilch Union |
1.19% |
19. |
Bergland. Rottaler |
1.16% |
20. |
Valio |
1.04% |
Подводя итог, отметим, что общий объем продаж на рынке сыров Западной Европы в 2004 году составил почти €50 млрд., а десятка западноевропейских компаний обеспечивала почти 48% данного рынка.
На рынке сыров Западной Европы прогнозируется в 2004-2009 гг. реальный среднегодовой рост объемов продаж на уровне 1,43%.