Головна Материалы интернет-конференции генерального директора ООО СП "Нибулон" А. Вадатурского

    Материалы интернет-конференции генерального директора ООО СП “Нибулон” А. Вадатурского

    Каким образом, на Ваш взгляд, должно действовать руководство государства с целью быстрого развития села (социальная инфраструктура, дороги и т.п.). Видите ли Вы перспективы положительного решения этого вопроса?

    Алексей Вадатурский (А.В.)

    Земля на селе является основным средством производства. А эффективное использование средств производства возможно только в условиях частной собственности. Пока единственное, что сделало государство в этом направлении – это распаевание земель. Но на этом реформы остановились. Поэтому я убежден в том, что выход из затянувшегося социально-экономического кризиса аграрного сектора экономики лежит в создании и внедрении рыночных механизмов, в первую очередь – на рынке земли сельскохозяйственного назначения. Украина должна воспользоваться своими уникальными богатствами – великолепными черноземами. Украине нужна комплексная стратегия развития рынка земель сельскохозяйственного назначения. С приходом эффективного инвестора неизбежно развитие инфраструктуры села, рост налоговых поступлений, приход на село молодых современных кадров и становление агропромышленного комплекса, как наиболее инвестиционного привлекательного и успешного сектора национальной экономики.

    Когда необходимо снять мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения? Ваши варианты?

    А.В.

    Я сторонник снятия моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения и поддерживаю Президента Украины в том, что Украине нужен цивилизованный рынок земли. Земля должна стать рыночным товаром, это – необходимое условие привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс.

    По моим оценкам, независимо от нашей с Вами воли сегодня до 30% земель сельхозназначения находится в теневом обороте.

    Существует множество проблем с реализацией арендных отношений, с регистрацией договором аренды земельных участков в частности. Я выступаю за то, что собственник земли мог разумно и свободно распорядиться принадлежащим ему участком.

    Земля должна найти эффективного инвестора. Ибо сегодня инвестор на селе не может быть эффективен, поскольку не защищен законодательно. При этом я уверен, что отмена моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения возможна и допустима только после тщательной подготовки и принятия законов “О Государственном земельном кадастре” и “О рынке земель сельскохозяйственного назначения”.

    Приобрели ли бы Вы землю сельхозназначения и в каком количестве в случае отмены моратория на ее продажу?

    А.В.

    Поскольку наша компания связала свою судьбу с сельхозпроизводством, то, естественно, мы будем заниматься покупкой земли при отмене моратория на ее продажу. Мы не ставим самоцелью развивать свое сельхозпроизводство до бесконечности. Это связано с тем, что сельхозпроизводство – это рискованное производство. Это цех под открытым небом, и результаты производства зависят от многих факторов: погоды, конъюнктуры рынка, а главное – от готовности кадров жить и работать в аграрном секторе. Мы занимаемся и другими видами деятельности. Резервы для повышения нашего производства еще не исчерпаны, так что при принятии решений необходим взвешенный подход, иначе бесконечное наращивание площадей может превратиться в трагедию для компании.

    Какая, по Вашему мнению, реальная цена пашни в Украине?

    А.В.

    Реальную цену на землю отрегулирует рынок. Все зависит от конъюнктуры рынка: от спроса и предложения. Я считаю, что повальной продажи земли не будет, только собственник решает, продавать ему земельный надел или нет.

    Цена 1 гектара земли, по моему мнению, будет колебаться в пределах 50% от существующей кадастровой ее оценки.

    В случае снятия моратория на продажу земли будет ли “НИБУЛОН” выкупать всю землю, что в аренде, или это будет комбинировано владение – что-то выкупленное, что-то арендовано?

    А.В.

    В данном вопросе мы будем подходить избирательно. Принятие решения по покупке земли будет зависеть от региона, в котором расположена земля, от плодородия почвы, инфраструктуры региона (удаленность от населенных пунктов, автомобильных и железных дорог, элеваторов), удаленности от инфраструктуры нашей компании.

    Каковы Ваши взаимоотношения с арендодателями?

    А.В.

    В настоящее время мы работаем с 15 тыс. арендодателей, и площадь земли в обработке находится в пределах 70 тыс. га.

    Размер арендной платы за пользование землей составляет от 2,5 до 3% от кадастровой стоимости земли, а с учетом содержания местной инфраструктуры и социальной сферы это выливается до 5%.

    Традиционно полный расчет с арендодателями производится до первого сентября. Формы взаиморасчетов самые различные – по желанию собственников земли. По просьбе большинства арендодателей в последние 3 года мы перешли на выплату арендной платы в денежном выражении, выплаты производятся в период массовой уборки урожая, это дает возможность при необходимости им приобретать сельскохозяйственную продукцию по более низким ценам, в чем они, безусловно, заинтересованы.

    Во многих источниках Вы подчеркиваете, что “НИБУЛОН” контролирует весь процесс от начала производства зерновых и до осуществления отгрузки. Планируете ли в будущем взять под контроль процесс доставки и реализации зерновых на зарубежных рынках – открытие представительств в странах экспорта и приобретение в собственность судов?

    А.В.

    Мы представлены в восьми областях Украины, прежде всего, как сельхозагропроизводитель. А для того, чтобы выращивать и получать высокое качество зерновых, необходимы современные элеваторы, современные технологии, поэтому мы во всех областях строим свои элеваторы. В своем распоряжении мы имеем самый современный перегрузочный терминал в Николаеве, что дает нам возможность независимо от деятельности других портов вести свою экспортную деятельность. А значит сельхозтоваропроизводителям получать более высокие цены. Мы реально демонополизируем рынок Украины. На сегодня мы более 80% зерновых поставляем зарубежным партнерам на условиях CIF. У нас есть свои дочерние предприятия за рубежом. В перспективе мы планируем строить свои суда. Почему бы и нет?

    В своем становлении и развитии чьим инновациям Вы отдаете предпочтение?

    А.В.

    Мы одно из самых современных предприятий Украины. Построенные нами объекты признаны лучшими промышленными объектами Украины, являются лучшими в отрасли в техническом отношении. Они выступают предметом пристального внимания не только специалистов, но объектами многочисленных экскурсий со стороны граждан Украины и зарубежных стран. Перегрузочный терминал ООО СП “НИБУЛОН” по праву является визитной карточкой Украины в мире. Этот объект вызывает восхищение у зернотрейдеров во всех концах земного шара. Он оборудован самым передовым высокоэффективным оборудованием, как зарубежного, так и украинского производства.

    Мы активно используем передовой зарубежный опыт при создании своих промышленных объектов, в технологических схемах хранения и обработки зерна. Неразумно отказываться от всего лучшего, что наработано в мире за многие годы. Но, вместе с тем, активно используем и промышленный потенциал украинских предприятий, создающих подчас оборудование не только не уступающее лучшим аналогам зарубежных производителей, но зачастую и превосходящее их.

    При строительстве современных элеваторов вы используете, в основном, отечественное оборудование, пользуетесь услугами отечественных строительных компаний. Что для вас является решающим фактором – низкая цена? Сжатые сроки или что-то еще?

    А.В.

    То, что мы строим современные элеваторы – Вы правы. Они являются технически совершенными и являются объектами экскурсий. При строительстве этих предприятий мы применяем самое современное импортное сложное оборудование и наше отечественное транспортное оборудование. У нас в Украине, к счастью, научились уже тоже делать нормальное качественное оборудование. У нас уже имеется постоянные компании-поставщики, которые понимают какие требования предъявляет наша компания к качеству поставляемого оборудования. Не смотря на то, что импортное оборудование поставляется в течение шести месяцев (от начала проработки заключения контрактов и до поставки) мы научились строить и вводить в эксплуатацию предприятия в течение трех месяцев. Наши партнеры строители научились выполнять работы день в день, как написано в контракте. Это тоже наше достоинство. И мы благодарны строителям за это. К примеру, к строительству элеватора “Золотоноша” в Черкасской области приступили 26 июня 2007 г., завершили и ввели в эксплуатацию в торжественной обстановке 27 сентября. В текущем году это предприятие приняло, просушило и довело до необходимой кондиции более 40 тыс. т кукурузы. Многие этому не верят, но это факт.

    Планирует ли Вы строительство новых “куполов” или других зернохранилищ?

    А.В.

    На 2008 г. планируется строительство более чем на $40 млн. Я долго думал, что лучше построить, и пришел к выводу, что лучше “куполов” нет ничего в Украине.

    Каковы Ваши прогнозы цен на внутреннем рынке зерновых после 1 января 2008 г., когда будет разрешен экспорт?

    А.В.

    Мы не ожидаем, что с 1 января 2008 г. будет разрешен экспорт в связи с процедурой выдачи лицензий, которая требует времени. Поэтому в связи с праздниками и процедурой выдачи лицензий экспортеры смогут получить лицензии только в конце февраля. Поэтому, если экспорт будет осуществляться согласно последнему постановлению, то мы не ожидаем изменения цены на зерновые в течение января-февраля месяца.

    Чтобы спрогнозировать дальнейшее ценообразование, нужно понимать, как Украина будет жить до конца маркетингового года. Однако, принимая во внимание существенные запасы, уже сформированные экспортерами, которые компании должны вывести до поступления нового урожая, то экспортно-ориентированные компании вряд ли будут проводить агрессивную политику по закупке сельхозпродукции на внутреннем рынке.

    При существующих постановлениях мы не ожидаем особых изменений в ценообразовании до конца маркетингового года.

    Если по каким-либо причинам 1 января экспорт будет приостановлен, какими могут быть последствия на внутреннем и внешнем рынках?

    А.В.

    Если разрешение на экспорт по каким-либо причинам не будет принято до конца февраля, то это может негативно сказаться на ценах на внутреннем рынке, так как спрос на сельхозпродукцию на внутреннем рынке ограничен.

    Чем дольше правительство будет оттягивать с разрешением на экспорт, тем больше возможно падение цены с приближением нового урожая.

    Какие перспективы украинской кукурузы на рынке Украины и мировом рынке?

    А.В.

    Украина имеет очень удобное географическое расположение относительно путей доставки кукурузы основным потребителям – странам Африки и Ближнего Востока. Один из крупнейших импортеров кукурузы в мире Египет, который расположен рядом с Украиной, импортирует до 6 млн. т в год кукурузы производства США и Аргентины. Украина в свою очередь экспортирует от 1 до 2 млн. т кукурузы в год.

    С развитием использования биоэтанола в мире привлекательность кукурузы только будет возрастать, что положительно отразится на росте цены на кукурузу.

    Крупнейший мировой производитель и экспортер кукурузы США экспортирует до 60 млн. т кукурузы в год, что составляет около 65% мирового рынка кукурузы.

    Также следует отметить, что спрос на украинскую кукурузу на мировых рынках небольшой, прежде всего, из-за низкого ее качества. Но, выдержав соответствующие стандарты и придерживаясь современных технологий при производстве кукурузы можно поднять стоимость украинской кукурузы на $20/т.

    Таким образом, улучшая качество кукурузы, Украина имеет возможность завоевывать новые и перспективные рынки сбыта.

    Перегляди: 0