Маркетинг аграрной продукции 2017

II Конференция

МАРКЕТИНГ АГРАРНОЙ ПРОДУКЦИИ

Как правильно торговать



Киевский Гольф Центр

Особенности формирования цен на агропродукцию в 2017/18 маркетинговом году

11:33

Известный французский специалист, директор компании Agritel Оливье Буйе посетил офис компании "ПроАгро" и ответил на вопросы Дмитрия Луцыка, руководителя аналитического департамента.

ПроАгро: Уважаемый господин Буйе, компания "ПроАгро" рада приветствовать Вас у себя в гостях! Хотели бы поговорить с Вами о формировании цен на агропродукцию в 2017/18 маркетинговом году, узнать, из каких факторов будет складываться цена.

Оливье Буйе: Что касается цен на текущий маркетинговый год, то они начали формироваться 6 месяцев назад, когда компании-сельхозпроизводители получили возможность зафиксировать цены на свою будущую продукцию через форвардные контракты. Также важно отметить, что для разных сельхозкультур будет разное ценообразование. Процесс формирования будет достаточно коротким для ячменя, так как его урожая в течение 3 месяцев в Украине уже не будет. Такая же ситуация и по рапсу. Для других культур процесс формирования будет более длительным, в то время как ячмень и рапс - это, можно сказать, "горящие культуры" так как для продаж у производителей осталось только 3 месяца. Для аграриев сейчас очень важно интегрировать стратегии продаж, зафиксировать цены с учетом форвардных контрактов и быть готовыми к выполнению своих обязательств перед потребителями.

ПроАгро: Теперь обсудим ситуацию на рынке пшеницы. Известно, что в текущем МГ урожай ожидается меньше прошлогоднего. Соответственно, экспорт также, по нашей оценке, на уровне 14 млн тонн. Но с другой стороны, мировые цены на пшеницу довольно неплохо растут.

Оливье Буйе: Именно так, если мы говорим о пшенице, а также и других зерновых и масличных, то толчком роста на эти культуры стал квартальный отчет USDA, опубликованный 30 июня 2017 года. Прогноз по урожаю пшеницы, приведенный в документе, оказался ниже ожидаемого. Кроме того, присутствуют опасения по поводу урожая яровой пшеницы в США. Эти аспекты существенно повлияли на мировой рынок. Два дня подряд на торгах в Чикаго превышался дневной лимит колебания цены. Фьючерсные контракты на пшеницу потянули за собой и другие культуры, включая кукурузу, хотя никаких фундаментальных факторов для этого не было. Цены на сою выросли в соответствии с общим трендом. Пока непонятно, как цены будут меняться в дальнейшем, но сейчас ценовой уровень является выгодным для фермеров, значит, нужно стараться зафиксировать цены и продавать свою продукцию. Ситуация на рынке в ближайшие две недели будет зависеть от погоды в кукурузном поясе США. Если там не будет никаких катастроф, то цены начнут испытывать давление и могут снизиться.

ПроАгро: Если вернуться к пшенице и рассмотреть более долгосрочный период, например, до конца года, то последние несколько лет была фаза очень низких цен на пшеницу, может ли этот толчок означать, что цены войдут в фазу роста?

Оливье Буйе: В этом году интересно отметить несколько фактов. Маржа между фуражной пшеницей и продовольственной достигает 12 долларов, хотя раньше была не больше 5 долларов. Так что рекомендуется пока хранить качественную пшеницу. Еще стоит отметить, что в последние две-три недели разница по форвардам на пшеницу 2 и 3 класса с поставками в июле и октябре была 7-8 долларов, значит, если у фермеров низкие затраты на хранение, то для них был классный момент законтрактовать зерно на октябрь и заработать несколько лишних долларов. Вот, например, уже сегодня разница в цене между поставками в июле и октябре всего 3 доллара. В этом случае фермерам нет смысла хранить зерно, так как известно, что стоимость услуг хранения в Украине все равно выше чем в Европе. Таким образом, в выигрыше те, у кого есть собственные складские мощности, а тем, кто хранят на чужих элеваторах по высоким ставкам, не имеет смысла придерживать пшеницу. Еще можно добавить, что в этом году в Украине есть проблемы с организацией уборки, не все готово для транспортировки пшеницы к портам Черного моря. Что касается ценообразования, то сегодня цены в портах на базисе CPT Украина, на 40-45 $/т ниже, по сравнению с фьючерсами на пшеницу на бирже Евронекст, а в октябре разница будет уже 30 $/т. Даже если мировой рынок будет падать, здесь будет какая-то компенсация с точки зрения базиса, потому что в данный момент наблюдается давление на цены ввиду проведения уборочной кампании и поступления зерна нового урожая. Сложно сказать, на протяжении какого времени цены еще будут искусственно занижаться и сколько это давление будет еще длиться. Мало кто из фермеров в этом году законтрактовал форвард, а это значит, что будет большой объем предложения зерна после уборки. Трейдеры это знают и знают, что зерно все равно будет поступать, и они используют этот момент, что и оказывает давление на цены.

ПроАгро: А в чем заключаются особенности формирования рыночной цены зерна?

Оливье Буйе: Это, как и перечисленные выше внутренние основные ориентиры, так и влияние международного рынка. По пшенице это Евронекст, в долларовом эквиваленте, а по кукурузе - это Чикаго. Кукуруза для Украины является примером, это первый товар, который лучше других коррелирует с мировым рынком. На данный момент цены на кукурузу и пшеницу имеют высокую корреляцию, как и на рапс и сою, однако соя только при контрактовании форвардов, а при спотовых поставках связь уже теряется, потому что учитываются не только экспортные контракты, а и внутреннее потребление.

ПроАгро: Какую методику расчета себестоимости зерна Вы используете в Agritel?

Оливье Буйе: Agritel не рассчитывает себестоимость зерна ввиду того, что у каждого производителя она разная. Каждый фермер должен знать свою себестоимость производства и, зная себестоимость, можно говорить о стратегии продаж. Это первый вопрос, который мы задаем нашему клиенту - какая себестоимость вашей продукции. Например, себестоимость поставленной продукции в порт на условиях СРТ для кукурузы - 110-120 $/т, на сегодня цена, по которой можно реализовать продукцию -155 $/т. Да, можно ожидать лучших цен, но у фермера уже есть 35 $/т, а это уже 30% зафиксированной прибыли.

Вернемся к формированию цен. Основной ориентир, конечно, мировые цены, есть еще внутренний фактор, который интересен либо для покупателя, либо для производителя. Для покупателей интересные факторы - давление на цены в начале сезона из-за уборки урожая, а для производителей это проблема с логистикой. Как мы помним, в прошлом году трейдеры купили по завышенной цене кукурузу из-за того, что логистика не сработала.

ПроАгро: Как Вы оцениваете ситуацию на рынке подсолнечника? Ранее, в апреле, была оценка посевов в 5,3 млн га от USDA, но в "ПроАгро" оценка была на прошлогоднем уровне. Они в свою очередь аргументировали снижение посевных площадей севооборотом. Насколько известно, специалисты Agritel оценивают площади под подсолнечником в 6,2 млн га.

Оливье Буйе: Да, аналитики нашей компании снизили оценку посевных площадей с 6,3 до 6,2. С другой стороны, USDA в последнем отчете значительно переоценили количество площадей под подсолнечником. Не помню, какую раньше площадь ставили, но сейчас она составляет 6,4 или 6,5, как мы видим USDA значительно увеличило свою оценку. Раньше, если они ставили официальные площади, то сейчас их оценка больше по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, я не думаю, что в текущем сезоне количество площадей больше чем в прошлом году. Отметим, что в текущем сезоне наблюдается незначительное увеличение площадей под рапсом, в то же время под пшеницей, горохом и кукурузой количество площадей не меньше прошлогоднего уровня. При этом компании, продающие семена, не сообщают об увеличении продаж по сравнению с прошлогодним периодом. В таких условиях будет сложно добиваться рекордов по урожайности, как в прошлом году. Касательно подсолнечника наша оценка пока меньше чем в прошлом году. Тем не менее, необходимо внимательно следить за погодными условиями, так как благоприятные дожди могут улучшить состояние посевов кукурузы и подсолнечника.

По вопросам участия в работе наших мероприятий, партнерских программ, организации доклада и размещения рекламы обращайтесь в Информационную компанию “ПроАгро”:


При поддержке
With Support

Главный медиа-партнер
General Media Partner

Медиа-партнеры
Media Partners