В 2009 г. экспорт зерна и муки из Казахстана снизился в разы. Например, один из основных экспортеров казахстанского зерна – Акмолинская область, согласно статистическим данным, в прошлом году вывезла на экспорт всего 47,4 тыс. т зерновых, отгружено в другие области 47,4 тыс. т.
Для сравнения: в 2008 г. эти цифры превышали прошлогодние в несколько десятков раз. В 2008 г. из области было экспортировано 1567,4 тыс. т, а вывезено в другие области 1012,03 тыс. т.
Пик экспорта зерна из Акмолинской области пришелся на 2007 г. В этот год было вывезено 1601,5 тыс. т зерна. По Казахстану также был отгружен рекордный объем зерновых – 1200,9 тыс. т. В следующем, 2008 г. показатели снизились, а в 2009 г. упали до самых низких за десятилетие. Реализация зерна в другие регионы РК за 2006-09 гг. составила 3,1 млн. т, в т.ч. за январь-месяц 2008 г. – 54,2 тыс. т.
Примерно такая же ситуация происходит с мукой, с той разницей, что пик экспорта муки пришелся на 2008 г. Экспорт муки за 2006-09 гг. составил 348,6 тыс. т, реализация за этот период в другие регионы Казахстана – 382,6 тыс. т. Общий вывоз муки в 2009 г. составил 18,1 тыс. т, в 2008 г. он был на уровне 409,3 тыс. т.
Стоит отметить, что по производству зерновых Акмолинская область в тройке лидеров. В 2009 г. здесь собрано 5643,7 тыс. т, что больше прошлогоднего (2008 г.) более чем на 600 тыс. т.
Что же в этом году? К сожалению, ситуация с экспортом зерновых не улучшается. Так, в январе текущего года не выполнен план по отгрузке зерна за пределы республики. И очень мало надежд, что план будет выполнен в феврале.
На 10 февраля, по данным КТЖ, из Казахстана на экспорт отгружено 85,5 тыс. т зерна, а согласно плану надо еще погрузить 644,5 тыс. т. То есть темпы отгрузки до конца месяца должны быть выше в 3 раза.
Основная причина недогруза, по мнению КТЖ, – не предъявление груза к перевозке. Руководство КТЖ направило грузоотправителям факсограммы с просьбой предъявить грузы к перевозке.
Может быть, экспорт зерновых в какой-то мере оживит китайское направление?
Так, национальная компания “Продкорпорация” выразила готовность ежемесячно поставлять на китайский рынок до 150 тыс. т казахстанской высококачественной пшеницы. По словам управляющего директора корпорации Д. Увашева, достигнута договоренность между Продкорпорацией и китайской стороной о первоначальной поставке казахстанской пшеницы в объеме 20 тыс. т в марте текущего года.
Но многие эксперты сомневаются в том, что можно так быстро выйти на объемы, озвученные управляющим директором национальной компании, приводя резонные аргументы.
Возможность станции Достык, что граничит с Китаем, накапливать зерно и служить местом для его перегрузки ставится под большое сомнение. Об этом в начале февраля заявил вице-президент КТЖ. С ним солидарны представители многих трейдерских фирм.
Более того, отправлять зерно в Китай и транзитом через эту страну можно только в мешках и контейнерах. И тут возникает серьезный вопрос, которым сегодня задаются многие: “Где взять такое количество контейнеров?”. Ситуацию усугубляет тот факт, что КТЖ предоставляет свои контейнеры только до границы.
“Не все станции могут работать с контейнерами, их в Казахстане не более 10% от всех действующих станций”, – реально описывают ситуацию эксперты. По мнению большинства экспертов, вряд ли в течение полугода у Казахстана получится отгружать столько зерна, если даже отгрузки будут осуществляться маленькими партиями.
Кроме этого, по словам Д. Увашева Казахстан начнет строительство зернового терминала на границе с КНР только при наличии китайского партнера. Необходимо отметить, что данный проект будет реализован в том случае, если одна из крупных китайских зерновых компаний выразит желание участвовать в его реализации”, – сказал он.
Но проблема все же решается и с контейнерами тоже. Компания Interrail Holding AG (Швейцария) – организатор транспортного форума в г. Дубай (ОАЭ) с участием крупных иранских транспортных компаний – и АО “Казтранссервис” подписали меморандумы, направленные на укрепление и развитие совместной деятельности. Главное содержание меморандумов – совместное сотрудничество в области перевозок казахстанского зерна в контейнерах назначением на Иран, а также с дальнейшей транспортировкой в третьи страны.
Исполнительный директор АО “Казтранссервис” Т. Лесов заявил, что его компания будет использовать порожние контейнеры швейцарского холдинга, приходящие в Казахстан из Ирана. Interrail Holding получит возможность оперировать парком АО “Казтранссервис”.
Но, по-прежнему, а может быть даже еще острее с учетом кризиса и обострения конкуренции, перед Казахстаном стоит инфраструктурный вопрос. Транспорт, логистика, перевалочные терминалы в морских портах – всего этого у Казахстана в чрезвычайном дефиците.
Зерновой терминал на станции Бейнеу, который даст возможность перевалки до одного миллиона тонн зерна в год в направлении Каракалпакии (Узбекистан), Туркменистана и Ирана, будет достроен только летом 2010 г.
Строительство совместного казахстанско-иранского СП “Амирабадский зерновой терминал” емкостью 53 тыс. т завершится в марте текущего года, хотя его обещали построить в декабре 2009 г.
До сих пор не решен вопрос, в каком месте и в какой стране строить зерновой терминал на Черном море. Грузия и Украина предлагают свои варианты. Окончательное решение в выборе места покупки или строительства зернового терминала – за Казахстаном. В феврале практически отсутствует спрос на казахстанское зерно со стороны Узбекистана, Таджикистана, Афганистана. На данный момент основные направления экспорта – Азербайджан и Иран. Иранские компании готовы закупать нашу пшеницу в порту Актау по $180/т, но, единственный морпопрт будет перегружен аж до июля и не принимает на данный момент заявки от экспортеров. В то же время, снова наложен запрет на экспорт зерна в направлении Ирана через станцию Сарахс с 15 февраля.
Пока предпринимаются робкие попытки наладить транзит в китайском направлении. По нашим данным, Продовольственная контрактная корпорация планирует в марте-апреле экспортировать в Китай 20 тыс. т пшеницы, расфасованной в мешки по $180/т на условиях СРТ (ст. Алашанькоу).
На 17 февраля 2010 г. на внешних рынках и в регионах Казахстана цены на зерновые и муку сложились следующим образом.
В Северо-Казахстанской области в настоящее время тонна пшеницы 3 класса со средним содержанием клейковины на элеваторах Южно-Уральской железной дороги снизилась в цене на $1 и стоит 14070 тенге ($95,7), на хлебоприемных предприятиях Целинной железной дороги пшеница – также снизилась в цене – до 17272 тенге ($116,2)/т. Пшеница 3 класса с высоким содержанием клейковины (27-30%) на хлебоприемных предприятиях Целинной железной дороги также подешевела и торгуется по 19347 тенге ($130,5)/т.
Цены на ячмень не изменились. На элеваторах Южно-Уральской железной дороги стоимость тонны ячменя составляет 6800 тенге ($46,2), на элеваторах Целинной железной дороги на тех же условиях – 7800 тенге ($52,3)/т.
Цены на муку всех сортов на текущей неделе остались на прежнем уровне. Мука 1 сорта стоит в Северном Казахстане 28900 тенге ($195,3), 2 сорта – 24075 тенге ($162,1)/т. Цена за тонну муки высшего сорта составляет 31200 тенге ($210,4)
В Акмолинской области зернотрейдеры предлагают пшеницу по 17230 тенге ($116,3)/т. Стоимость ячменя 2 класса также не изменилась и зафиксирована на отметке 8400 тенге ($56,2)/т. Мука высшего сорта реализуется на текущей неделе по той же цене, что и на предыдущей неделе, т.е. по 35000 тенге ($236,5), мука 1 сорта – 31000 тенге ($209,1), мука 2 сорта – 25087 тенге ($169,2)/т. Мука в Акмолинской области всех сортов выше, чем в СКО.
Не изменились цены и в Костанайской области. Тонна пшеницы 3 класса в Костанае стоит 19085 тенге ($128,4)/т. Цена на ячмень 2 класса составляет 8700 тенге ($59,3)/т. Мука 1 сорта реализуется по 29400 тенге ($198,3), мука 2 сорта – по 25270 тенге ($170,1)/т. Что же касается муки высшего сорта, то мукомолы предлагают ее по 32260 тенге ($218,5)/т. За последнюю неделю цены на муку в регионе не изменились.
В Павлодарской области на сегодняшний день стоимость пшеницы 3 класса зафиксирована на отметке 18830 тенге ($127,4)/т. Ячмень 2 класса стоит 11350 тенге ($76,2)/т. На муку все также не меняются расценки: 1 сорт – 30530 тенге ($206,2), 2 сорт – 26200 тенге ($177,5), высший сорт – 36500 тенге ($246,1)/т.
В Восточно-Казахстанской области пшеницу 3 класса предлагают по 19440 тенге ($131,2)/т. Ячмень торгуется по той же цене, что и на прошлой неделе – по 9900 тенге ($66,4)/т. На муку 1 сорта зафиксирована цена – 31000 тенге ($209,1), мука 2 сорта стоит на данный момент 29800 тенге ($201,1)/т. Мука высшего сорта торгуется по 36000 тенге ($243,3)/т.
В Западно-Казахстанской области пшеницу 3 класса можно приобрести по 21070 тенге ($142,2)/т. Цены на муку по сравнению с предыдущей неделей не изменились: 1 сорт – 32275 тенге ($218,5), 2 сорт – 28600 ($193,4), высший сорт – 42000 тенге ($283,2)/т.
В центральном регионе страны пшеницу 3 класса предлагают по 19590 тенге за тонну ($132,9)/т. В Караганды трейдеры реализуют муку всех сортов по тем же ценам, что и 2 недели назад: 1 сорт– 32235 тенге ($217,4), 2 сорт – 27975 тенге ($189,3), высший сорт – 36500 тенге ($246,5)/т. Ячмень в области продается по 11000 тенге ($79,1)/т.
Закупочные цены на пшеницу 3-го класса в Алматы составляют 21270 тенге ($143,2)/т. Муку высшего сорта реализуют по 40225 тенге ($271,4), 1 сорта – по 36200 тенге ($244,5), 2 сорта – 30000 тенге ($202,4)/т. Ячмень на текущей неделе в Алматы продается по 13645 тенге ($92,2)т.
В Шымкенте трейдеры приобретают пшеницу 3 класса по 20290 тенге ($137,1)/т. Стоимость муки всех сортов на текущей неделе осталась на прежнем уровне: 1 сорт – 33500 ($226,3) за тонну, 2 сорт – 28700 тенге ($193,5), высший сорт – 38580 тенге ($260,4)/т.
В Жамбылской области пшеница 3 класса реализуется по 20580 тенге ($139,1)/т. Ячмень 2 класса не подорожал – 11500 тенге ($77,3)/т. Стоимость муки высшего сорта – 38140 тенге ($257,4), 1 сорта – 36000 тенге ($243,3), 2 сорта – 27800 тенге ($186,5)/т. Никаких изменений по цене на муку всех сортов на текущей неделе не наблюдалось.
В Актюбинской области на текущей неделе стоимость пшеницы 3 класса зафиксирована на отметке 19370 тенге ($131,1)/т. Муку высшего сорта мукомолы продают по 39685 тенге ($268,2), первого сорта – по 36000 тенге ($243,3), второго сорта – по 29077 тенге ($196,5)/т.
Цены на казахстанскую пшеницу и муку на южных границах республики и в Средней Азии остаются на прежнем уровне.
Пшеница 3 класса на условиях DAF ст. Луговая (Казахстан-Киргизия) – 22070 тенге ($149,6), на ст. Сары-Агаш (Казахстан-Узбекистан) – 22900 тенге ($155,6), на ст. Амузанг (Узбекистан-Таджикистан) – 28500 тенге ($193,7)/т. Стоимость муки 1 сорта DAF ст. Луговая мука составляет 30400 тенге ($226,6), на ст. Сары-Агаш – 34000 тенге ($230,3), на ст. Амузанг – 40000 тенге ($271,3)/т.
Пшеница 3 класса на условиях CPT ст. Хайратон (Узбекистан-Афганистан) продается по 29300 тенге ($198,3), стоимость муки 1 сорта на этих же условиях – 37700 тенге ($255,6)/т.
Справка: $1 = 148,16 тенге.
Казахстан: экспортные цены на зерновые культуры и муку в USD/т на 17.02.2010 г. (франко-граница), НДС 0 % |
|||||||||
Наименование станции |
пшеница 3 класса, с клейковиной |
пшеница |
пшеница |
ячмень |
мука |
Условия поставки |
|||
23-24% |
27-30% |
|
2 класс |
в/с |
1 сорт |
2 сорт |
|||
продажа |
продажа |
продажа |
продажа |
продажа |
продажа |
продажа |
продажа |
||
ст.Петропавловск (Южно-Уральская железная дорога) |
95 |
– |
– |
– |
46 |
217 |
197 |
179 |
DAF |
ст. Сары-агаш |
150 |
168 |
– |
120 |
97 |
230 |
210 |
195 |
DAF |
ст. Луговая |
146 |
162 |
– |
– |
– |
226 |
206 |
189 |
DAF |
ст. Тобол |
130 |
– |
– |
– |
– |
200 |
180 |
168 |
DAF |
ст. Актау |
145 |
174 |
– |
– |
102 |
– |
– |
– |
FOB |
cт. Бекабад |
165 |
– |
– |
– |
– |
246 |
226 |
211 |
СРТ |
cт. Хайратон |
192 |
– |
– |
165 |
132 |
275 |
255 |
240 |
СРТ |
cт. Кудукли |
190 |
210 |
– |
– |
– |
272 |
252 |
237 |
СРТ |
cт. Сарахс |
195 |
214 |
– |
– |
137 |
– |
– |
– |
СРТ |
cт. Амузанг |
190 |
209 |
– |
164 |
– |
271 |
251 |
236 |
СРТ |
По материалам “Казах-ЗЕРНО”