Головна Казахстан: обзор рынков зерновых

    Казахстан: обзор рынков зерновых

    В 2009 г. экспорт зерна и муки из Казахстана снизился в разы. Например, один из основных экспортеров казахстанского зерна – Акмолинская область, согласно статистическим данным, в прошлом году вывезла на экспорт всего 47,4 тыс. т зерновых, отгружено в другие области 47,4 тыс. т.

    Для сравнения: в 2008 г. эти цифры превышали прошлогодние в несколько десятков раз. В 2008 г. из области было экспортировано 1567,4 тыс. т, а вывезено в другие области 1012,03 тыс. т.

    Пик экспорта зерна из Акмолинской области пришелся на 2007 г. В этот год было вывезено 1601,5 тыс. т зерна. По Казахстану также был отгружен рекордный объем зерновых – 1200,9 тыс. т. В следующем, 2008 г. показатели снизились, а в 2009 г. упали до самых низких за десятилетие. Реализация зерна в другие регионы РК за 2006-09 гг. составила 3,1 млн. т, в т.ч. за январь-месяц 2008 г. – 54,2 тыс. т.

    Примерно такая же ситуация происходит с мукой, с той разницей, что пик экспорта муки пришелся на 2008 г. Экспорт муки за 2006-09 гг. составил 348,6 тыс. т, реализация за этот период в другие регионы Казахстана – 382,6 тыс. т. Общий вывоз муки в 2009 г. составил 18,1 тыс. т, в 2008 г. он был на уровне 409,3 тыс. т.

    Стоит отметить, что по производству зерновых Акмолинская область в тройке лидеров. В 2009 г. здесь собрано 5643,7 тыс. т, что больше прошлогоднего (2008 г.) более чем на 600 тыс. т.

    Что же в этом году? К сожалению, ситуация с экспортом зерновых не улучшается. Так, в январе текущего года не выполнен план по отгрузке зерна за пределы республики. И очень мало надежд, что план будет выполнен в феврале.

    На 10 февраля, по данным КТЖ, из Казахстана на экспорт отгружено 85,5 тыс. т зерна, а согласно плану надо еще погрузить 644,5 тыс. т. То есть темпы отгрузки до конца месяца должны быть выше в 3 раза.

    Основная причина недогруза, по мнению КТЖ, – не предъявление груза к перевозке. Руководство КТЖ направило грузоотправителям факсограммы с просьбой предъявить грузы к перевозке.

    Может быть, экспорт зерновых в какой-то мере оживит китайское направление?

    Так, национальная компания “Продкорпорация” выразила готовность ежемесячно поставлять на китайский рынок до 150 тыс. т казахстанской высококачественной пшеницы. По словам управляющего директора корпорации Д. Увашева, достигнута договоренность между Продкорпорацией и китайской стороной о первоначальной поставке казахстанской пшеницы в объеме 20 тыс. т в марте текущего года.

    Но многие эксперты сомневаются в том, что можно так быстро выйти на объемы, озвученные управляющим директором национальной компании, приводя резонные аргументы.

    Возможность станции Достык, что граничит с Китаем, накапливать зерно и служить местом для его перегрузки ставится под большое сомнение. Об этом в начале февраля заявил вице-президент КТЖ. С ним солидарны представители многих трейдерских фирм.

    Более того, отправлять зерно в Китай и транзитом через эту страну можно только в мешках и контейнерах. И тут возникает серьезный вопрос, которым сегодня задаются многие: “Где взять такое количество контейнеров?”. Ситуацию усугубляет тот факт, что КТЖ предоставляет свои контейнеры только до границы.

    “Не все станции могут работать с контейнерами, их в Казахстане не более 10% от всех действующих станций”, – реально описывают ситуацию эксперты. По мнению большинства экспертов, вряд ли в течение полугода у Казахстана получится отгружать столько зерна, если даже отгрузки будут осуществляться маленькими партиями.

    Кроме этого, по словам Д. Увашева Казахстан начнет строительство зернового терминала на границе с КНР только при наличии китайского партнера. Необходимо отметить, что данный проект будет реализован в том случае, если одна из крупных китайских зерновых компаний выразит желание участвовать в его реализации”, – сказал он.

    Но проблема все же решается и с контейнерами тоже. Компания Interrail Holding AG (Швейцария) – организатор транспортного форума в г. Дубай (ОАЭ) с участием крупных иранских транспортных компаний – и АО “Казтранссервис” подписали меморандумы, направленные на укрепление и развитие совместной деятельности. Главное содержание меморандумов – совместное сотрудничество в области перевозок казахстанского зерна в контейнерах назначением на Иран, а также с дальнейшей транспортировкой в третьи страны.

    Исполнительный директор АО “Казтранссервис” Т. Лесов заявил, что его компания будет использовать порожние контейнеры швейцарского холдинга, приходящие в Казахстан из Ирана. Interrail Holding получит возможность оперировать парком АО “Казтранссервис”.

    Но, по-прежнему, а может быть даже еще острее с учетом кризиса и обострения конкуренции, перед Казахстаном стоит инфраструктурный вопрос. Транспорт, логистика, перевалочные терминалы в морских портах – всего этого у Казахстана в чрезвычайном дефиците.

    Зерновой терминал на станции Бейнеу, который даст возможность перевалки до одного миллиона тонн зерна в год в направлении Каракалпакии (Узбекистан), Туркменистана и Ирана, будет достроен только летом 2010 г.

    Строительство совместного казахстанско-иранского СП “Амирабадский зерновой терминал” емкостью 53 тыс. т завершится в марте текущего года, хотя его обещали построить в декабре 2009 г.

    До сих пор не решен вопрос, в каком месте и в какой стране строить зерновой терминал на Черном море. Грузия и Украина предлагают свои варианты. Окончательное решение в выборе места покупки или строительства зернового терминала – за Казахстаном. В феврале практически отсутствует спрос на казахстанское зерно со стороны Узбекистана, Таджикистана, Афганистана. На данный момент основные направления экспорта – Азербайджан и Иран. Иранские компании готовы закупать нашу пшеницу в порту Актау по $180/т, но, единственный морпопрт будет перегружен аж до июля и не принимает на данный момент заявки от экспортеров. В то же время, снова наложен запрет на экспорт зерна в направлении Ирана через станцию Сарахс с 15 февраля.

    Пока предпринимаются робкие попытки наладить транзит в китайском направлении. По нашим данным, Продовольственная контрактная корпорация планирует в марте-апреле экспортировать в Китай 20 тыс. т пшеницы, расфасованной в мешки по $180/т на условиях СРТ (ст. Алашанькоу).

    На 17 февраля 2010 г. на внешних рынках и в регионах Казахстана цены на зерновые и муку сложились следующим образом.

    В Северо-Казахстанской области в настоящее время тонна пшеницы 3 класса со средним содержанием клейковины на элеваторах Южно-Уральской железной дороги снизилась в цене на $1 и стоит 14070 тенге ($95,7), на хлебоприемных предприятиях Целинной железной дороги пшеница – также снизилась в цене – до 17272 тенге ($116,2)/т. Пшеница 3 класса с высоким содержанием клейковины (27-30%) на хлебоприемных предприятиях Целинной железной дороги также подешевела и торгуется по 19347 тенге ($130,5)/т.

    Цены на ячмень не изменились. На элеваторах Южно-Уральской железной дороги стоимость тонны ячменя составляет 6800 тенге ($46,2), на элеваторах Целинной железной дороги на тех же условиях – 7800 тенге ($52,3)/т.

    Цены на муку всех сортов на текущей неделе остались на прежнем уровне. Мука 1 сорта стоит в Северном Казахстане 28900 тенге ($195,3), 2 сорта – 24075 тенге ($162,1)/т. Цена за тонну муки высшего сорта составляет 31200 тенге ($210,4)

    В Акмолинской области зернотрейдеры предлагают пшеницу по 17230 тенге ($116,3)/т. Стоимость ячменя 2 класса также не изменилась и зафиксирована на отметке 8400 тенге ($56,2)/т. Мука высшего сорта реализуется на текущей неделе по той же цене, что и на предыдущей неделе, т.е. по 35000 тенге ($236,5), мука 1 сорта – 31000 тенге ($209,1), мука 2 сорта – 25087 тенге ($169,2)/т. Мука в Акмолинской области всех сортов выше, чем в СКО.

    Не изменились цены и в Костанайской области. Тонна пшеницы 3 класса в Костанае стоит 19085 тенге ($128,4)/т. Цена на ячмень 2 класса составляет 8700 тенге ($59,3)/т. Мука 1 сорта реализуется по 29400 тенге ($198,3), мука 2 сорта – по 25270 тенге ($170,1)/т. Что же касается муки высшего сорта, то мукомолы предлагают ее по 32260 тенге ($218,5)/т. За последнюю неделю цены на муку в регионе не изменились.

    В Павлодарской области на сегодняшний день стоимость пшеницы 3 класса зафиксирована на отметке 18830 тенге ($127,4)/т. Ячмень 2 класса стоит 11350 тенге ($76,2)/т. На муку все также не меняются расценки: 1 сорт – 30530 тенге ($206,2), 2 сорт – 26200 тенге ($177,5), высший сорт – 36500 тенге ($246,1)/т.

    В Восточно-Казахстанской области пшеницу 3 класса предлагают по 19440 тенге ($131,2)/т. Ячмень торгуется по той же цене, что и на прошлой неделе – по 9900 тенге ($66,4)/т. На муку 1 сорта зафиксирована цена – 31000 тенге ($209,1), мука 2 сорта стоит на данный момент 29800 тенге ($201,1)/т. Мука высшего сорта торгуется по 36000 тенге ($243,3)/т.

    В Западно-Казахстанской области пшеницу 3 класса можно приобрести по 21070 тенге ($142,2)/т. Цены на муку по сравнению с предыдущей неделей не изменились: 1 сорт – 32275 тенге ($218,5), 2 сорт – 28600 ($193,4), высший сорт – 42000 тенге ($283,2)/т.

    В центральном регионе страны пшеницу 3 класса предлагают по 19590 тенге за тонну ($132,9)/т. В Караганды трейдеры реализуют муку всех сортов по тем же ценам, что и 2 недели назад: 1 сорт– 32235 тенге ($217,4), 2 сорт – 27975 тенге ($189,3), высший сорт – 36500 тенге ($246,5)/т. Ячмень в области продается по 11000 тенге ($79,1)/т.

    Закупочные цены на пшеницу 3-го класса в Алматы составляют 21270 тенге ($143,2)/т. Муку высшего сорта реализуют по 40225 тенге ($271,4), 1 сорта – по 36200 тенге ($244,5), 2 сорта – 30000 тенге ($202,4)/т. Ячмень на текущей неделе в Алматы продается по 13645 тенге ($92,2)т.

    В Шымкенте трейдеры приобретают пшеницу 3 класса по 20290 тенге ($137,1)/т. Стоимость муки всех сортов на текущей неделе осталась на прежнем уровне: 1 сорт – 33500 ($226,3) за тонну, 2 сорт – 28700 тенге ($193,5), высший сорт – 38580 тенге ($260,4)/т.

    В Жамбылской области пшеница 3 класса реализуется по 20580 тенге ($139,1)/т. Ячмень 2 класса не подорожал – 11500 тенге ($77,3)/т. Стоимость муки высшего сорта – 38140 тенге ($257,4), 1 сорта – 36000 тенге ($243,3), 2 сорта – 27800 тенге ($186,5)/т. Никаких изменений по цене на муку всех сортов на текущей неделе не наблюдалось.

    В Актюбинской области на текущей неделе стоимость пшеницы 3 класса зафиксирована на отметке 19370 тенге ($131,1)/т. Муку высшего сорта мукомолы продают по 39685 тенге ($268,2), первого сорта – по 36000 тенге ($243,3), второго сорта – по 29077 тенге ($196,5)/т.

    Цены на казахстанскую пшеницу и муку на южных границах республики и в Средней Азии остаются на прежнем уровне.

    Пшеница 3 класса на условиях DAF ст. Луговая (Казахстан-Киргизия) – 22070 тенге ($149,6), на ст. Сары-Агаш (Казахстан-Узбекистан) – 22900 тенге ($155,6), на ст. Амузанг (Узбекистан-Таджикистан) – 28500 тенге ($193,7)/т. Стоимость муки 1 сорта DAF ст. Луговая мука составляет 30400 тенге ($226,6), на ст. Сары-Агаш – 34000 тенге ($230,3), на ст. Амузанг – 40000 тенге ($271,3)/т.

    Пшеница 3 класса на условиях CPT ст. Хайратон (Узбекистан-Афганистан) продается по 29300 тенге ($198,3), стоимость муки 1 сорта на этих же условиях – 37700 тенге ($255,6)/т.

    Справка: $1 = 148,16 тенге.

    Казахстан: экспортные цены на зерновые культуры и муку в USD/т на 17.02.2010 г. (франко-граница), НДС 0 %

    Наименование станции

    пшеница 3 класса, с клейковиной

    пшеница
    4 класс

    пшеница
    5 класс

    ячмень

    мука

    Условия поставки

    23-24%

    27-30%

     

    2 класс

    в/с

    1 сорт

    2 сорт

    продажа

    продажа

    продажа

    продажа

    продажа

    продажа

    продажа

    продажа

    ст.Петропавловск (Южно-Уральская железная дорога)

    95

    46

    217

    197

    179

    DAF

    ст. Сары-агаш

    150

    168

    120

    97

    230

    210

    195

    DAF

    ст. Луговая

    146

    162

    226

    206

    189

    DAF

    ст. Тобол

    130

    200

    180

    168

    DAF

    ст. Актау

    145

    174

    102

    FOB

    cт. Бекабад

    165

    246

    226

    211

    СРТ

    cт. Хайратон

    192

    165

    132

    275

    255

    240

    СРТ

    cт. Кудукли

    190

    210

    272

    252

    237

    СРТ

    cт. Сарахс

    195

    214

    137

    СРТ

    cт. Амузанг

    190

    209

    164

    271

    251

    236

    СРТ

    По материалам “Казах-ЗЕРНО”

    Перегляди: 0