Головна Казахстан: обзор рынков зерновых

    Казахстан: обзор рынков зерновых

    По данным Министерства сельского хозяйства Казахстана, из нового урожая экспортировано 4,8 млн. т зерна (вместе с мукой), что примерно на 1 млн. т больше прошлогоднего уровня этого периода. Основная часть экспорта направлена в сторону Ирана, Афганистана и Средней Азии.

    На сегодняшний день через Россию прошло всего 300 тыс. т казахстанского зерна. По словам министра сельского хозяйства РК А. Куришбаева, порты Черного и Балтийского морей еще закрыты, т.к. экспортируется зерно России и Украины. “Как только эти порты более или менее будут освобождаться, экспорт активизируется в сторону Черного и Балтийского морей”, – предполагает чиновник.

    По оценкам Правительства, Казахстан может экспортировать в текущем маркетинговом году 9-10 млн. т зерна. Напомним, урожай зерновых и зернобобовых культур в 2009 г. в чистом весе составил 20,8 млн. т, из которых 81,9% пшеница.

    Стоит отметить, что причерноморское направление экспорта зерна является стратегически важным для РК. В то же время, несмотря на все плюсы среднеазиатского рынка и конкурентное преимущества здесь казахстанского зерна, он локален и поэтому ограничен, а также закрыт для дальнейшего транзита на мировые рынки. Выйти через него на глобальные морские порты не представляется никакой возможности.

    Отсюда и все риски. Во-первых, это заключается в том, что спрос со стороны традиционного рынка подвержен колебаниям, которые зависят от уровня урожая в странах Средней Азии. Во-вторых, платежеспособность этих стран, как и населения, которое здесь проживает, остается низкой. Это заставляет часть потребителей использовать для приготовления хлеба менее качественную, но более недорогую местную пшеницу. Ну и третья неблагоприятная причина – неудовлетворительная транспортная инфраструктура, которая станет более благоприятной еще не скоро и после значительных инвестиций, которые придется окупать.

    Казахстану явно не хватает среднеазиатского “карманного” рынка. Экспортерам нужен оперативный простор с выходом на глубоководные порты, оснащенные современными терминалами, только тогда перед казахстанским зерновым экспортом откроются самые широкие перспективы.

    Во всех трех возможных направлениях правительство делает определенные усилия. Самое удобное и отработанное направление для экспорта зерна – причерноморское. Сейчас правительство субсидирует экспорт зерна через российскую территорию в размере $20/т, но дело пока не сдвинулось с мертвой точки.

    Дело не в том, что казахстанское зерно не идет в этом направлении, не потому, что закрыты порты. Для дешевого качественного зерна порты всегда открыты. Чтобы торговать в причерноморских портах, себестоимость производства зерна и всех издержек по логистике в Казахстане должна быть на порядок ниже, чем в России и Украине. Ни производители, ни трейдеры пока не готовы расставаться со своей ожидаемой прибылью, а тем более торговать себе в убыток.

    Сделать же транспортировку зерна дешевле, например, через аренду казахстанских зерновозов, которая ниже российских, весьма затруднительно. Как уже сообщалось, трейдеры никак не могут добиться отгрузок зерна на казахстанских зерновозах, у руководства РЖД находится масса причин, чтобы не пустить их на российские железные дороги (ЮУЖД).

    В Минсельхозе Казахстана уверены, что надо субсидировать транзит казахстанского зерна и через Китай. “Для нас важен транзит через КНР в страны Юго-Восточной Азии, с которыми сейчас наши зерновые компании подписывают контракты”, – заявил в интервью министр сельского хозяйства РК.

    Он отметил, что на конкурентоспособность казахстанского зерна смогут оказать влияние тарифы на перевозку по территории Китая. “Поэтому мы бы предложили субсидировать провозку зерна через Китай, тогда экспорт через эту страну быстрее пойдет”, – предположил министр. Он напомнил, что 3 млн. т – это максимум, который Китай может предложить по транспортировке зерна через свою территорию. В этом направлении есть много проблем, связанных со значительными расстояниями и различием в формате железнодорожной колеи.

    Со слов министра, экспорт в Китай казахстанского зерна уже начался и на сегодняшний день в рамках квоты в КНР экспортировано около 20 тыс. т зерна.

    Еще одно направление – выход в порты Персидского залива, через экспорт зерна в Иран и операции по его замещению. Но в этом направлении те же инфраструктурные транспортные проблемы. В Иране тонна казахстанской пшеницы 3 класса торгуется в пределах $260-290. Но казахстанские зернотрейдеры не могут отправлять по железной дороге зерно на Иран, так как на станции “Сарахс” до сих пор действует конвенционный запрет. Что касается станции “Сарахс”, то заинтересованные ведомства Казахстана пока никак не проявляют этой самой заинтересованности для решения проблем с конвенционными запретами.

    Выбрать какое-то одно направление в качестве основного, сосредоточив на нем все усилия, пока невозможно. В каждом из них есть свои плюсы и минусы. Самый разумный вариант создавать и сохранять многовекторность в экспортной политике.

    Пока решаются все эти вопросы с выходом казахстанского зерна на мировой рынок, ситуация с реализацией зерна сельхозпроизводителями остается нерешенной.

    К числу главных причин, влияющих на внутренние цены, следует отнести перекос между спросом и предложением на зерно. Так, за февраль текущего года по железным дорогам Казахстана было отгружено на экспорт 387,7 тыс. т зерна. Такие объемы экспорта не снимают проблем, связанных с высокими запасами зерна в Казахстане. На начало марта в крестьянских и фермерских хозяйствах республики хранится еще как минимум 50% собранного в прошлом году урожая, заявил президент Союза фермеров Казахстана” А. Даринов. Он подтвердил, что наиболее сложная ситуация со сбытом зерна сложилась в хозяйствах Акмолинской области, где из 5 млн. т зерна урожая 2009 г. реализовано лишь около 20% от общего объема.

    Если верить статистике, то на начало марта Казахстан располагает как минимум 10,5 млн. т продовольственной пшеницы. Такие объемы оказывают серьезное давление на внутренний рынок и являются при слабом спросе на внешних рынках одной из главных причин, влияющих на цену.

    На бирже спросом пользуются фьючерсные контракты на пшеницу 3 и 4 классов. В секции срочного рынка товарной биржи “Евразийская торговая система” (ЕТС) ежедневно проходят торги поставочными фьючерсными контрактами на пшеницу 3-го и 4-го классов с глубиной исполнения в 1, 2 и 3 месяца. Поставка по таким контрактам осуществляется на условиях EXW (элеватор продавца). C 25 февраля по 4 марта в обычном режиме секции срочного рынка объем торгов фьючерсами на пшеницу 3-го класса достиг 100 контрактов, или 98306000 тенге. Оборот в тоннах составил 6500 т, сообщает пресс-служба биржи.

    На 4 марта 2010 г. на внешних рынках и в регионах Казахстана цены на зерновые и муку сложились следующим образом:

    В Северо-Казахстанской области в настоящее время тонна пшеницы 3 класса со средним содержанием клейковины на элеваторах Южно-Уральской железной дороги стоит 13704 тенге ($93,7), на хлебоприемных предприятиях Целинной железной дороги пшеница снизилась в цене на 10,3% до 15646 тенге ($106,2)/т. Пшеница 3 класса с высоким содержанием клейковины (27-30%) на хлебоприемных предприятиях Целинной железной дороги торгуется по 17610 тенге ($119,5)/т.

    Цены на ячмень продолжают стоять на прежнем уровне. На элеваторах Южно-Уральской железной дороги стоимость тонны ячменя составляет 6800 тенге ($46,2) и на элеваторах Целинной железной дороги на тех же условиях – 7800 тенге ($52,3)/т.

    Цены на муку всех сортов на текущей неделе снизились на 4,3%. Мука 1 сорта стоит в Северном Казахстане 31321 тенге ($212,3), 2 сорта – 23043 тенге ($156,1)/т. Цена на тонну муки высшего сорта составляет 35921 тенге ($243,4).

    В Акмолинской области зернотрейдеры предлагают пшеницу по 15888 тенге ($107,3), что на 9,6% ниже, чем на предыдущей неделе. Стоимость ячменя 2 класса стоит на отметке 8400 тенге ($56,2). Мука всех сортов подешевела на 3,1%. Мука высшего сорта реализуется на текущей неделе по 35116 тенге ($238,5), мука 1 сорта – 31816 тенге ($215,1), мука 2 сорта – 24203 тенге ($164,2)/т.

    Упала в цене пшеница и в Костанайской области. Здесь падение составило 9,3%. Тонна пшеницы 3 класса в Костанае стоит 17648 тенге ($119,4). Цена на ячмень 2 класса составляет 8700 тенге ($59,3)/т. Мука 1 сорта реализуется по 28968 тенге ($196,3), мука 2 сорта – по 24238 тенге ($164,1)/т. Что же касается муки высшего сорта, то мукомолы предлагают ее по 31228 тенге ($211,5). В области мука подешевела на 4%.

    В Павлодарской области на сегодняшний день стоимость пшеницы 3 класса зафиксирована на отметке 17393 тенге, или $118,4/т, что на 9,9% меньше цены прошлой недели. Ячмень 2 класса стоит 11350 тенге ($76,2)/т. На муку расценки понизились: 1 сорт – 30646 тенге ($207,2), 2 сорт – 25316 тенге ($171,5), высший сорт – 38119 ($258,1) тенге/т.

    В Восточно-Казахстанской области пшеницу 3 класса предлагают по 18398 тенге ($124,2)/т. Ячмень торгуется по той же цене, что и ранее – по 9900 ($66,4) тенге/т. На муку 1 сорта зафиксирована цена ниже прошлой на 3,8% – 31099 тенге ($211,1)/т, мука 2 сорта стоит на данный момент 28694 тенге ($194,1)/т. Мука высшего сорта торгуется по 40594 тенге, или $275,3/т.

    В Западно-Казахстанской области пшеница 3 класса стоит на 9% меньше, чем на прошлой неделе, и ее можно приобрести по 19781 тенге ($134,2). Цены на муку по сравнению с предыдущей неделей опустились на 4,3%: 1 сорт – 31391 тенге ($213,5), 2 сорт – 27716 ($188,4), высший сорт – 41119 тенге ($279,2)/т.

    В центральном регионе страны пшеницу 3 класса предлагают по 18500 тенге ($125,9)/т. Пшеница подешевела на 6,5%. В Караганды трейдеры реализуют муку всех сортов по цене ниже на $6-7 цены прошлой недели: 1 сорт – 33203 тенге ($225,4), 2 сорт – 26943 тенге ($182,3), высший сорт – 36998 тенге ($251,5)/т. Ячмень в области продается по 11000 тенге ($79,1).

    Закупочные цены на пшеницу 3 класса в Алматы составляют 20081 тенге ($136,2)/т. Муку высшего сорта реализуют по 38604 тенге ($261,4), 1 сорта – по 34431 тенге ($233,5), 2 сорта – 28234 тенге ($191,4) /т. Ячмень на текущей неделе в Алматы продается по 13645 тенге ($92,2)/т.

    В Шымкенте пшеница подешевела на 8,1%. Трейдеры приобретают пшеницу 3 класса по 19248 тенге ($130,1)/т. Стоимость муки всех сортов на текущей неделе снизилась на $8/т: 1 сорт – 35203 ($238,3), 2 сорт – 27621 тенге ($187,5), высший сорт – 40696 тенге ($276,4)/т.

    В Жамбылской области пшеница 3 класса реализуется по 19638 тенге ($133,1)/т. Ячмень 2 класса не подорожал и не подешевел – 11500 тенге ($77,3). Стоимость муки высшего сорта – 37256 тенге ($252,4), 1 сорта – 34961 тенге ($236,3), 2 сорта – 26768 тенге ($179,5)/т.

    В Актюбинской области на текущей неделе стоимость пшеницы 3 класса зафиксирована на отметке 18204 тенге ($123,1)/т. Муку высшего сорта мукомолы продают по 38579 тенге ($261,2), первого сорта – по 34968 тенге ($237,3), второго сорта – по 27971 тенге ($189,5)/т.

    Цены на казахстанскую пшеницу и муку на южных границах республики и в Средней Азии остаются на прежнем уровне.

    Пшеница 3 класса на условиях DAF ст. Луговая (Казахстан-Кыргызстан) стоит 21500 тенге ($146), на ст. Сары-Агаш (Казахстан-Узбекистан) – 22104 тенге ($150), на ст. Амузанг (Узбекистан-Таджикистан) – 28000 тенге ($190)/т. Стоимость муки 1 сорта DAF ст. Луговая мука составляет 30400 тенге ($226,6), на ст. Сары-Агаш – 34000 тенге ($230,3), на ст. Амузанг – 40000 тенге ($271,3)/т.

    Пшеница 3 класса на условиях CPT ст. Хайратон (Узбекистан-Афганистан) продается по 29300 тенге ($198,3), стоимость муки 1 сорта на этих же условиях – 37700 тенге ($255,6)/т.

    Справка: $1 = 147,36 тенге.

    Казахстан: экспортные цены на зерновые культуры и муку в USD/т на 04.03.2010 г. (франко-граница), НДС 0 %

    Наименование станции

    пшеница 3 класса, с клейковиной

    пшеница
    4 класс

    пшеница
    5 класс

    ячмень

    мука

    Условия поставки

    23-24%

    27-30%

     

    2 класс

    в/с

    1 сорт

    2 сорт

    продажа

    продажа

    продажа

    продажа

    продажа

    продажа

    продажа

    продажа

    ст. Петропавловск (Южно-Уральская железная дорога)

    93

    46

    217

    197

    179

    DAF

    ст. Сары-агаш

    150

    168

    120

    97

    230

    210

    195

    DAF

    ст. Луговая

    146

    162

    226

    206

    189

    DAF

    ст. Тобол

    130

    200

    180

    168

    DAF

    ст. Актау

    160

    185

    102

    FOB

    cт. Бекабад

    165

    246

    226

    211

    СРТ

    cт. Хайратон

    192

    165

    132

    275

    255

    240

    СРТ

    cт. Кудукли

    190

    210

    272

    252

    237

    СРТ

    cт. Сарахс

    195

    214

    137

    СРТ

    cт. Амузанг

    190

    209

    164

    271

    251

    236

    СРТ

    По материалам “Казах-ЗЕРНО”

    Перегляди: 0