Обучение персонала: вызовы для аграриев

15:08

Развитие компании невозможно без обучения и развития персонала. В сотрудниках важно развивать как гибкие (soft skills), так и твердые навыки (hard skills). Секрет успешной системы обучения, по моему мнению, стоит на трех китах:

- системном подходе и соответствии уровню развития компании;

- балансе в развитии soft skills и hard skills, и баланс этот для каждой должности свой;

- понимании того факта, что обучение - не что иное, как инструмент для повышения эффективности работы сотрудников и организации в целом, а не самоцель.

Итак, какие же вызовы, связанные с обучением персонала, стоят перед агрохолдингами?

Пожалуй, начнем с развития soft skills. Поскольку это навыки, универсальные для работников любой сферы деятельности, на рынке имеется большое количество провайдеров, готовых организовать подобное обучение. С одной стороны, есть возможность выбора, но с другой неотъемлемой проблемой быстрого роста количества тренинговых компаний является ухудшение качества обучения, недостаточно высокий уровень экспертизы тренеров.

Решение проблемы очевидно - надо выбрать надежного провайдера. Большое влияние на качество обучение имеет то, насколько хорошо тренер понимает специфику бизнеса. Поэтому нельзя недооценивать роль предтренинговой подготовки. Как говорил кто-то их великих, "Успех полностью зависит от проделанной подготовки".

Техническое задание для организации подобного обучения должно истекать из этапа развития и целей компании, анализа зон развития, определения тех проблем, которые могут быть разрешены с помощью тренинговых решений. Ведь, как упоминалось ранее, обучение - это один из инструментов повышения эффективности, а не самоцель.

А вот с "прокачкой" hard skills дела обстоят сложнее. Далее будем говорить о развитии hard skills для наиболее критичных для агробизнеса позиций - механизаторы, инженеры по ремонту техники, агрономы. Если вкратце, то учебные программы ВУЗов и техникумов сегодня очень отстают от требований агрохолдингов. Сейчас делаются некоторые шаги для преодоления этой пропасти, но она все же огромна. Какие же возможности повышение квалификации сегодня доступны, кроме так называемого обучения на рабочем месте?

Есть возможность организовать обучение силами компаний-дилеров техники или семенных компаний. Как правило, качество такого обучения достаточное, но оно касается только конкретного продукта. А запрос от бизнеса исходит на комплексные обучающие программы. Ведь в кабине трактора у современного механизатора установлено пять мониторов, и он должен уметь их настроить, приступая к работе. Это имеет существенное влияние на качество проведения технологических операций. Сегодня мы приобретаем очень дорогую новейшую технику (например, стоимость 1 трактора CASE - около 200тыс.$), а ее возможности не можем полностью использовать из-за недостаточного уровня знаний. Обновление техники происходит настолько быстро, что иногда даже представителям дилера не хватает компетенции, чтобы дать квалифицированный ответ на конкретный вопрос. Если 10 лет назад вопрос лежал в плоскости механики, то сегодня акценты смещаются в сторону электроники.

В результате, для решения этой проблемы мы вынуждены искать возможности для комплексного обучения технического персонала за рубежом.

Такая ситуация для агропроизводителей является проблемой, но, с другой стороны, она может стать возможностью. Рынок услуг по комплексному обучению для производственного персонала свободен! И мы с нетерпением ждем появления комплексных предложений в данной сфере.