Головна Новини Наші новини Конфликт между агрохолдингами KSG Agro и Ristone Holdings на поверку оказался провокацией...

Конфликт между агрохолдингами KSG Agro и Ristone Holdings на поверку оказался провокацией третьих сил

Часто слышишь недоуменные вопросы о том, почему в Украину не идут западные инвестиции. Ответ лежит на поверхности: посмотрите, какое представление о бизнес-среде и предпринимателях формируется украинскими СМИ. Публикации переполнены недостоверной информацией, фейками и явно заказной “чернухой”. Ни для кого не секрет, что “киллеры” от журналистики зарабатывают на этом тысячи долларов. А Украина теряет десятки и сотни миллионов инвестиций.

У потенциальных инвесторов зачастую нет возможности понять украинскую ситуацию изнутри. Поэтому они ориентируются на внешние, открытые источники. Не догадываясь при этом, что до 80% информации о публичной компании на сайтах и в соцсетях может быть банально фальсифицировано с целью немного подзаработать. Такая ситуация абсолютно не характерна для публичной сферы в странах Запада. Во-первых, потому что там работают суды и соблюдаются законы. Во-вторых, не только компании и чиновники, но также журналисты и издания дорожать своей репутацией. Поэтому западный инвестор привык доверять информации из открытых источников. В Украине он тоже работает по привычной ему процедуре. Перед тем, как выдать кредит, определиться с объектом инвестиций, нанять на работу менеджера, западные кампании тщательно мониторят их публичную историю в интернете. Это вполне логично. Начиная долгосрочные отношения с незнакомым человеком или фирмой, всегда полезно узнать, чем дышит твой потенциальный партнер. Кстати говоря, эту технологию сегодня активно применяют и государственные органы, например, при рассмотрении вопроса о выдаче виз или оформления гражданства.

К этой практике, которая на Западе давно считается нормой, украинцы привыкают с большим трудом. Многих до сих пор шокирует, когда, устраиваясь на работу, обращаясь в банк с кредитной заявкой или в консульство Израиля, они через неделю узнают о себе много “нового”. Случается, что оценки человека на основании сведений, почерпнутых из интернета часто бывают несправедливы.

Но, если даже в индивидуальном случае это вызывает обиду, досаду и недоумение, представьте, какой урон недостоверная информация наносит украинским компаниям, за которыми стоят тысячи судеб! К сожалению, ситуации, когда вполне добросовестный, законопослушный предприниматель и его сотрудники внезапно узнают, что их компания является “обителью зла” не так уж редки. Представляете шок, когда в ответ на предложение о партнерстве они получают письмо со ссылками на “объективные” интернет-ресурсы? Размещенные на них статьи красочно живописуют, как руководитель компании зарубил топором секретаршу, проиграл в карты собственный бизнес, сдал Украину Путину, организовал десятки заказных убийств и украл триллион долларов из бюджета. Причем, знают об этих “страшных тайнах” почему-то только вышеуказанные СМИ – ни одного судебного решения, подтверждающего эти выдуманные факты, обычно никогда не приводится. Абсурд? Конечно! Но, как привило, именно такими жуткими откровениями делятся авторы подобных публикаций. Их герои чаще всего впервые узнают о себе эту страшную “правду”. Те же, кому и раньше на глаза попадались эти фальшивки, до поры до времени не придавали им серьезного значения. И вот теперь предпринимателям приходится ломать голову, чтобы как-то объяснить недоверчивым западным инвесторам или банкирам, что фейк – это украинская “норма”. Что эти публикации отражают не реальность, а наш фирменный правовой нигилизм и безнаказанность информационных атак на бизнес.

Проблема в том, что в отличие от украинцев, граждане цивилизованных стран привыкли доверять СМИ. Конечно, многие из них прекрасно осведомлены, какой американский телеканал поддерживает демократов, а какой – республиканцев. Поэтому никого не удивляет, что они по-разному трактуют одно и тоже событие. Однако, при этом ни один американский журналист и редактор не позволит себе опубликовать или выдать в эфир фейк, откровенную клевету или грязный “заказной” материал. В цивилизованных странах есть цивилизованное законодательство и жесткая ответственность за распространение подобного рода информации. Поэтому американцам, французам или немцам в голову не придет, что их могут так нагло, в тупую обманывать.

Украинцы – совсем иное дело. Мы достаточно давно привыкли делить на 50 каждую новость, блуждающую по бескрайним просторам Интернета. И это объяснимо. В реальной украинской практике отсутствует серьезная юридическая ответственности за качество и достоверность распространяемой информации. Статья в УК о защите чести и достоинства есть, а примеры её эффективного применения отсутствуют. Ситуация усугубляется тем, что представителей наших СМИ мучает постоянный финансовый голод. Он подталкивает редакторов брать для публикации на платной основе любую непроверенную “чернуху”, которая кормит не только их, но и несметные полчища “черных пиарщиков”. По сути, на украинском медиа-рынке сформировалась устойчивая ниша “бизнеса на чужих проблемах”, которая осваивает серьезные финансовые потоки. Морально не брезгливые спецы охотно продают душу и совесть, чтобы освоить эти потоки. А если совести не было изначально, то продукт из под их клавиатур выходит отменно-мерзкого качества.

Лет двадцать назад, до эпохи массового интернета, даже участники прямых бизнес-разборок в Украине старались не выносить сор из избы. Привлечь солидные печатные издания к дискредитации конкурента удавалось далеко не всегда и стоило на порядки дороже, чем сегодня. И этот фактор, в том числе, помогал находить компромиссы и достигать договоренностей, сохраняя публичный имидж рукопожатного бизнесмена или политика. Но теперь все иначе.

Сотни интернет-СМИ легкого поведения готовы предоставить платные услуги по дискредитации кого-угодно. На любой конфликт двух сторон слетается стая “черных пиарщиков”. Они без труда вводят потенциальных заказчиков в заблуждение, втолковывая на своем наукообразном сленге преимущества и обязательность массового информационного удара по конкуренту. Но часто бывает так, что видимых участников конфликта два, а черный пиар заказан и оплачен анонимной третьей силой. Эта третья сторона, преследует свои скрытые интересы, искусственно стравливая конкурентов между собой. Оставаясь в тени, она разрушает их имидж, нанося удар по бизнесу или политической карьере.

Насколько хорошо мы осознаем реальные последствия таких виртуальных конфликтов? Бизнес на “черном пиаре”, который сам ничего кроме информационной грязи не производит, наносит удар по реальному сектору экономики, реальным предприятиям, снижает их инвестиционную привлекательность и, в конечном счете, бьет по экономике Украины в целом. Причем, сами участники подобных публичных кампаний долгое время могут даже не подозревать, что их целенаправленно поливают грязью и сталкивают лбами, что у “черных” сюжетов есть тщательно продуманный сценарий и режиссер.

Особенно разрушительный эффект эти провокации производят в украинском АПК. Черные информационные войны приобрели здесь такой масштаб, что не обходят стороной ни маленькие фермерские хозяйства, ни огромные агрохолдинги. Компании АПК сегодня являются главными донорами бюджета и валютных поступлений. Но при этом возникает парадоксальная ситуация: сегодня им мешает развиваться не столько внешняя конкуренция, сколько беспринципные отечественные СМИ. Фабрики фейков создают у западных партнеров ложное представление о полнейшей дикости украинского предпринимателя, о бизнес-среде полной непредсказуемости и угроз.

Полистайте информационные ленты. Обратите внимание, сколько там эмоциональных, на уровне истерики публикаций, которые не имеют под собой никакого фактажа. Это и обвинения о якобы низком качестве продукции, и выдуманные сведения о неуплате налогов, праведный гнев, направленный не только против реальных, но и выдуманных рейдерских атак. Их авторы отдают себе отчет, что далеко не у всех читателей в Украине есть время и желание сортировать правду и ложь. Не многие обладают аналитическими способностями и навыками критического восприятия этих публикаций. А уж о западном читателе и говорить нечего. Они на ментальном уровне не понимают, что в СМИ можно так беззастенчиво врать. Вместе с тем западный бизнес все чаще, хоть и с большим трудом, осознает тот факт, что объективную информацию в Украине можно получить лишь одним способом: включать в анализ данные собственных, непубличных источников. Когда у нашего бизнеса возникает недопонимание с иностранными кредиторами и инвесторами, то, как правило, реальных претензий европейские банкиры им не предъявляют. Поскольку глупо из-за фейка отметать давний и позитивный опыт сотрудничества. Но и игнорировать огромное количество негативных публикаций, смысла которых они порой не понимают, тоже не принято. Этого европейскому чиновнику и менеджеру не позволяют формальные должностные инструкции.

Одна из показательных историй, произошла в Украине чуть больше года назад. В интернет-пространстве разгорелся конфликт, в котором “третья сторона” постаралась столкнуть лбами два крупнейших агрохолдинга Юго-Востока Украины – KSG Agro Сергея Касьянова и Ristone Holdings Вадима Нестеренко. За очень короткий срок компания по дискредитации перешагнула границы Днепропетровской области и вышла на национальный уровень. В фабуле этой истории два больших бизнеса якобы делили один маленький бизнес. По прошествии времени, когда информационный накал сошел на нет, владельцы обоих холдингов расставили все точки над “і”. Они пришли к единому мнению по поводу истинного заказчика конфликта, которым является третья сторона. Оба холдинга давно и успешно сотрудничают с западными партнерами, и сегодня им приходится восстанавливать свой деловой имидж, по которому танками прошелся “черный пиар”.

– Год назад ситуация была крайне напряженная. Наш бизнес одновременно подвергся силовому, юридическому и информационному давлению. Основанием для этого стала подделка моей подписи как учредителя одной их компаний холдинга. Помимо откровенной уголовщины и правового беспредела, сценарий этой грязной кампании предполагал столкнуть лбами интересы Сергея Касьянова и Вадима Нестеренко.

Однако и мне, и юристам, и правоохранителям, и всем адекватным журналистам с самого был очевиден истинный заказчик конфликта. За всеми этими противозаконными действиями и черным пиаром стояла третья сила, которая и была ее настоящим выгодополучателем. На сегодняшний момент мы во всем разобрались. У нас с Вадимом Нестеренко нет ни совместных проектов, ни взаимных претензий. Нам удалось донести западным партнерам правду о клеветническом характере и истинных заказчиках направленной против агрохолдинга и меня лично грязной пиар-кампании. Также, в отличие от украинских медиа-провокаторов, мы нашли понимание и поддержку у западных СМИ. Мы и в дальнейшем готовы публично отстаивать наше право на честное имя и честный бизнес. Но, к сожалению, проблема намного серьезней. За сравнительно небольшие деньги в нашей стране даже системный интернет-ресурс позволяет себе печатать любую заказную ложь. Ее, конечно, можно опровергнуть или подать в суд, но Украине это наносит колоссальный удар. Благодаря таким публикациям наша страна выглядит как сумасшедший дом, в котором открыли бандитский притон. Не удивительно, что в него не спешат инвесторы, а общественное мнение Запада ставит под сомнение реальность наших реформ, – говорит владелец KSG Agro Сергей Касьянов.

– Когда началась вся эта кампания информационной грязи вокруг нашего с Сергеем Касьяновым, якобы, конфликта я сначала даже не понял, о чем идет речь. Тем более, что у меня тогда было еще и “отягощающее” обстоятельство – я участвовал в политике, являлся депутатом, а потому был постоянной мишенью для недобросовестных конкурентов. Никаких бизнес-конфликтов между Ristone Holdings и KSG Agro не было и нет. Есть черные сплетни и клевета в псевдо-СМИ, не содержащие ни крупицы правды, ни одного реального факта, – рассказывает создатель Ristone Holdings Вадим Нестеренко. – Заказной характер этого “черного пиара” невольно подтверждает тот факт, что с момента моего ухода из политики, информационные войны против меня сразу сошли на нет. Но хочу еще раз подчеркнуть уже высказанное мною неоднократно мнение – если в Украине не будет введена реальная уголовная ответственность за распространение фейков и клеветы, то общественное сознание в нашей стране никогда не выздоровеет. Украина и украинский бизнес останутся предметом удивления и ужаса для всех наших западных партнеров, а так быть не должно.

Не будет преувеличением сказать, что каток “черного пиара” в той или иной степени прошелся по доброй половине не только украинских политиков, но и украинских компаний. Суммарный ущерб, нанесенный их деятельности и имиджу сложно подсчитать, но он огромен. Особенно во внешнеэкономической деятельности, где конкуренция и риски особенно высоки. По сути мы имеем дело с подрывной деятельностью, направленной против экономических интересов государства. Не пора ли нашим законодателям осознать истинные масштабы этой проблемы и найти в себе силы защитить украинский бизнес и Украину от грязи и провокаций? Содержание закона об уголовной ответственности за фейки, конечно нужно обсуждать с привлечением самих журналистов и редакторов. Будущий закон ни в коем случае не должен ограничивать свободу слова и противоречить профессиональным журналистским стандартам. В тоже время, его необходимо прописать таким образом, чтобы он соответствовал нормам, принятым в цивилизованных сообществах. Но в том, что такой закон сегодня действительно крайне важен и необходим, уже нет ни каких сомнений.

Перегляди: 4