Головна Новини Ринок України Принятие компромиссного закона о соевых поправках может нарушить конкурентные условия в отрасли...

Принятие компромиссного закона о соевых поправках может нарушить конкурентные условия в отрасли – ИАЭ

Принятие так называемого компромиссного варианта урегулирования порядка налогообложения НДС экспортных поставок сои и рапса, предложенного Налоговым комитетом ВРУ, может вызвать целый ряд негативных последствий.

Как передает “ПроАгро” со ссылкой на пресс-службу Института аграрной экономики, в частности, это нарушение конкурентных условий, развитие оптимизационных схем поставки продукции, усиление мер налогового контроля и, как следствие, формирование коррупционных рисков.

По словам заведующего отделом финансово-кредитной и налоговой политики ИАЭ Леонида Тулуша, вступление в силу положений законопроекта №7403-д будет означать, что представители крупного аграрного бизнеса продолжат осуществлять поставки сои и рапса на мировые рынки в обычном режиме взимания НДС, тогда как представители малого и среднего вынуждены будут наполнять перерабатывающие мощности предприятий масло-жировой промышленности.

Такие нормы являются дискриминационными по отношению к представителям малого и среднего аграрного бизнеса. Они противоречат положениям части третьей статьи 42 Конституции Украины, согласно которым государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности, не допускает неправомерное ограничение конкуренции.

По расчетам ученых Института аграрной экономики, объемы выращивания сои у сельхозпредприятий, которые смогут самостоятельно организовать поставки на экспорт, составляют 2/5 общих объемов ее выращивания – около 1,7 млн тонн.

“Зато производители 3/5 объемов соевых бобов в Украине будут вынуждены направлять свои поставки на перерабатывающие предприятия. В результате этого объемы переработки сои возрастут более, чем в три раза против нынешнего объема, что негативно скажется на уровне закупочных цен – по крайней мере, до тех пор, пока переработчики не наладят новые канала сбыта продукции. А это значит, что представители малого и среднего бизнеса будут недополучать часть возможных доходов”, – заметил Леонид Тулуш.

По его словам, разновекторный механизм взимания НДС для различных категорий сельхозпредприятий потребует усиления мероприятий налогового контроля.

Ведь, прогнозирует ученый, уже осенью 2018 года может начаться формирование оптимизационных схем, направленных на то, чтобы выращенная представителями малого и среднего бизнеса соя реализовывалась большими сельхозпредприятиями, которые самостоятельно организуют экспортные поставки.

Еще одной угрозой, по мнению эксперта, является увеличение объемов производства сои и рапса “в тени” – на официально не зарегистрированных землях. Реализация такой продукции может осуществляться как путем ее “заведения” на сельхозпредприятия, способные обеспечить экспортные поставки, так и непосредственно трейдерам. В последнем случае возмещать будет нечего, поскольку производитель не зарегистрирован плательщиком НДС.

В то же время, как отметил Леонид Тулуш, преимущества владельцев перерабатывающих предприятий также не являются очевидными – в условиях нерационального законодательного решения бизнес сам определит правила игры на данном рынке, в результате которых перерабатывающие мощности могут так и остаться незагруженными.

Следует также учесть, что в Госбюджете-2018 ресурс на бюджетное возмещение НДС по операциям по поставке сои вообще не был предусмотрен.

С учетом всех этих факторов принятие “компромиссного” законопроекта 7403-д может усилить противостояние сельхозпредприятий различных масштабов деятельности и контролирующих органов.

“Так что, существует высокая вероятность того, что законопроект 4703-д не является последним решением по “соевых правках”. Не исключено, что после нескольких месяцев администрирования принятого порядка Налоговый комитет ВРУ будет вынужден вернуться к его рассмотрению снова и принять предложение товаропроизводителей, как это уже бывало, в частности в 2014 году”, – прогнозирует Леонид Тулуш.

Перегляди: 0