Головна Новини Світові ринки Русско-турецкая торговая война. Есть ли перспективы у украинских экспортеров?

Русско-турецкая торговая война. Есть ли перспективы у украинских экспортеров?

Молчит полумесяц, и снова с Востока таинственный ветер подул.

Молчит полумесяц, и снова идут на войну Петербург и Стамбул.

Максим Покровский

 

Говоря о Турции и турецком рынке сбыта зерновых культур, следует, в первую очередь, иметь в виду, что Турция, в принципе далеко не всегда является импортером (по крайней мере, нетто-импортером) зерновых культур. Это страна с развитым агропромышленным комплексом, которая, зачастую, сама является экспортером зерна.

В то же время, не упускает она возможности заработать и на реэкспорте причерноморского зерна – преимущественно, российского.

Прелесть в том, что в России и в Украине очень слабо развита биржевая торговля, а потому, цены на зерновые на рынках этих стран характеризуются высокой волатильностью, и крайне выраженной сезонностью. Турецкие торговые компании знают об этом, и охотно пользуются, дешево покупая, а спустя несколько месяцев – дорого продавая российскую пшеницу даже в том случае, если ей хватает своей.

Кроме того, Турция, как и весь ближневосточный регион – зона весьма рискованного земледелия, в которой регулярно случаются губительные засухи. Как следствие, раз в несколько лет Турция спорадически теряет свой урожай, и становится нетто-импортером зерновых культур. Таким был, в частности, сезон 2014/15 годов, когда в стране случилась самая суровая за сто пятьдесят четыре года засуха.

Так, национальный урожай пшеницы в Турции в 2014/15 маркетинговом году снизился на 2,3 млн. т по отношению к предшествовавшему году, до 19,8 млн. т. Турецкий урожай ячменя, в то же самое время, уменьшится на 1 млн. т до 6,9 млн. т в сравнении с фактическим результатом, полученным в предыдущем сезоне. Национальный урожай кукурузы в Турции в 2014/15 маркетинговом году снизился на 400 тыс. т год к году, до 5,5 млн. т. Главной причиной столь существенному ухудшению перспектив национального урожая зерновых является суровая засуха, которая в 2014 году охватила все Восточное Средиземноморье, и нанесла значительный ущерб производству зерновых культур, прежде всего, в государства Леванта.

Как следствие, Турция, традиционно, являющаяся нетто-экспортером зерновых культур, в грядущем сезоне будет вынуждена, для обеспечения своей национальной продовольственной безопасности, закупить значительное их количество на мировых товарных рынках, и даже ввела достаточно обширную квоту на беспошлинный импорт зерновых (обычно импорт зерна в Турцию облагается пошлиной).

Турция, преимущественно, импортирует высококлассную продовольственную пшеницу первого и второго класса, которую легко переработать в высокомаржинальную продукцию. Из числа близлежащих государств наиболее очевидным поставщиком такой зерновой является Россия, которая ежегодно отгружает на экспорт миллионы тонн подобной зерновой через черноморские порты.

Закономерно, что именно Россия являлась ведущим поставщиком пшеницы в Турцию на протяжении последних лет.

Украина, равно как Румыния, и другие страны-экспортеры пшеницы в регионе попросту не экспортируют высококлассную пшеницу в достаточных для этого объемах. Доминировала на турецком рынке сбыта продукции АПК – Россия, для которой эта страна является одним из крупнейших торговых партнеров. В последние несколько лет украинский урожай пшеницы представлен, преимущественно, фуражным зерном, а большая часть продовольственного потребляется в пределах страны. По данным лобби украинских производителей, за первые четыре месяца 2015/16 маркетингового года украинские экспортеры поставили в Турцию 400 тыс. т кукурузы и 105 тыс. т пшеницы – у России этот показатель перевалил за миллион тонн.

Таким образом, существенно усилить свои позиции на освободившемся турецком рынке сбыта пшеницы Украина едва ли сможет. Более вероятно, что это сделают такие страны, как Австралия, Канада, а также близлежащие Пакистан и Иран, которые в этом году собираются экспортировать определенные объемы высококлассной пшеницы. Тем не менее, определенный, хотя и не слишком большой потенциал к увеличению отгрузок высококлассной пшеницы в Турцию у Украины все же есть.

Лучше ситуация обстоит с подсолнечным маслом. Украина – крупнейший в мире производитель и экспортер этого полезного продукта, и без особенных усилий смогла бы заместить российские поставки его в Турцию своими. В особенности, что Индия как крупнейший импортер украинского подсолнечного масла, в последние месяцы склонна к тому, чтобы снижать объемы его импорта посредством пошлин. Вопрос лишь в том, нужно ли оно будет Турции в том случае, если Россия введет эмбарго на импорт турецких продуктов. Турция активно потребляет импортное с/х сырье именно потому, что активно экспортирует готовые высокомаржинальные продукты. Грубо говоря, Турция покупает в России пшеницу и масло, делает из них пахлаву, и продают ее назад в Россию с выгодой для себя. Таким образом, закрытие российских рынков сбыта, с высокой долей вероятности, попросту приведет к снижению внутреннего потребления зерновых и масличных в Турции, и уменьшению ее импортной потребности в таковых.

Перегляди: 1