Головна ЕС-27: рынок биотоплива в 2020 г.

    ЕС-27: рынок биотоплива в 2020 г.

    Как сообщает аналитическая компания DG TREN, текущие планы ЕС по увеличению к 2010 г. доли биотоплива в потреблении транспортного горючего до 5,75% не могут быть выполнены в полном объеме, поскольку рынок и существующие технологии не успевают быстро реагировать на поставленные цели. Ожидается, что действующая в ЕС законодательная база позволит увеличить долю биотоплива лишь до 6,9% в 2020 г.

    Еврокомиссия выступила с инициативой повысить до 2020 г. уровень потребление биотоплива как минимум до 10% от общего объема потребления топлива. Ожидается, что новое законодательство приведет к росту спроса на биотопливо и более равномерному развитию рынка в разных регионах ЕС, чем это возможно в рамках действующей директивы.

    Чтобы достигнуть показателя потребления 10% биотоплива в общем объеме используемого горючего, переработка зерновых должна составить в ЕС 59 млн. т, или около 18% их внутреннего потребления. Из зерновых в основном будут использоваться мягкозерная пшеница и кукуруза, в меньшей степени ячмень.

    Генеральный директорат ЕС по вопросам сельского хозяйства и развития сельской местности прогнозирует, что темпы развития биотопливной отрасли существенно возрастут в ЕС с 2012 г. Приблизительно с 2014 г. расширение использования технологий второго поколения BTL (biomass to liquid – “биомасса в жидкость”) станет важным фактором развития отрасли. В то же время наращивание мощностей по производству топлива первого поколения приведет к существенному увеличению объемов его производства в 2011-14 гг.

    Согласно прогнозу, до 2013 г. доля биотоплива в общем объеме потребляемого транспортного горючего может достичь около 5,5%, что необходимо для ее повышения до 10% в 2020 г.

    Принятие нового законодательства позволит увеличить производство биотоплива в 2020 г. до 34,6 мтнэ (миллионов тонн нефтяного эквивалента) вместо 23,8 мтнэ, которые могут быть достигнуты в рамках действующей директивы.

    Развитие отрасли в будущем будет зависеть от величины производственных затрат и темпов развития технологий второго поколения, периода их внедрения в промышленное производство, а также от снижения затрат при выпуске топлива первого поколения. На текущий момент затраты при выпуске биотоплива с помощью технологий второго поколения приблизительно на 30-70% выше, чем при выпуске горючего первого поколения.

    Согласно прогнозу, до 2020 г. доля биотоплива второго поколения в общем объеме потребляемого биогорючего увеличится до 30%.

    Использование технологий второго поколения позволяет получить значительно больше энергии с гектара. Так, с единицы площади, засеянной зерновыми, можно получить на 30-40% больше энергии, если использовать и зерно, и солому. Таким образом, для получения того же объема энергии можно уменьшить площадь используемой земель. При этом могут привлекаться территории, которые не являются сельскохозяйственными угодьями (где можно выращивать кустарник), а также отходы животноводства.

    Одной из наиболее ценных в энергетическом плане зерновых культур, при условии использования всего растения, является кукуруза.

    При импорте в ЕС сырья для выпуска биотоплива второго поколения основным ограничивающим фактором будут не тарифы, а стоимость перевозок. До 2020 г. его доля в общем объеме импорта сырья для выпуска биотоплива достигнет 25%; в основном импортироваться будет древесная щепа из умеренных климатических зон.

    Возможное разрешение использовать резервные территории ЕС для производства сырья для выпуска биотоплива будет способствовать развитию отрасли.

    Прогнозируемое уменьшение населения ЕС до конца рассматриваемого периода, а также его старение станет причиной снижения прироста потребления мяса. При ожидаемом сокращении экспорта мясной продукции и увеличении импорта в связи со снижением конкурентоспособности европейской продукции на мировом рынке это приведет к стабилизации фуражного спроса, а значит – увеличению предложения фуражных культур, которые могут быть использованы биотопливной отраслью.

    ЕС-27 : баланс рынков зерновых и масличных на 2020 г.

    (при условии потребления биотоплива в общем объеме транспортного горючего на уровне 10%)

    Производство

    Внутреннее потребление

    Цены

    Экспорт

    Импорт

    млн. т

    млн. т

    в т.ч. биотопливной отраслью

    EUR/т

    млн. т

    млн. т

    % от общего объема

    млн. т

    Зерновые

    317,3

    303,72

    11%

    34,35

    111,7

    24,46

    10,90

    Мягкозерная пшеница

    143,59

    132,95

    17%

    23,07

    112,1

    15,64

    5,00

    Кукуруза

    69,18

    69,18

    15%

    10,18

    103,1

    2,50

    2,50

    Масличные

    33,41

    64,84

    2%

    1,10

    237,3

    0,30

    39,97

    Рапс

    20,67

    32,83

    65%

    21,21

    201,4

    0,10

    12,26

    Подсолнечник

    9,28

    11,02

    12%

    1,29

    335,2

    0,20

    1,94

    Соя

    3,46

    20,99

    38%

    7,88

    189,1

    0

    17,53

    Сахар

    16,95

    19,07

    12%

    2,34

    412,4

    0

    2,12

    Растительные масла

    18,70

    15,13

    61%

    9,87

    922,8

    3,84

    1,16

    Рапсовое

    11,00

    7,76

    92%

    7,11

    729,4

    3,33

    0,09

    Подсолнечное

    4,06

    4,75

    10%

    0,48

    1764,8

    0,00

    0,39

    Соевое

    3,64

    2,62

    52%

    1,37

    568,3

    1,82

    0,80

    Пальмовое

    0,00

    3,62

    10%

    0,36

    450,0

    – 3,62

    Согласно прогнозу, в связи с развитием биотопливной отрасли увеличится предложение сухого сброженного зерна – побочного продукта производства этанола из зерновых, который используется в качестве корма. В результате его стоимость снизится. Цены на рапсовый шрот сократятся на 40%, на соевый – на 20%.

    По материалам исследования
    Генерального директората ЕС по вопросам сельского хозяйства и развития сельской местности

    Перегляди: 0