Головна Новости Украины

    Новости Украины

    • Украинские чиновники ищут способ оттянуть возобновление экспорта зерновых. Украинские границы продолжают оставаться закрытыми для экспортеров зерновых: намеченное на начало года “открытие сезона” пока так и не состоялось. И хотя чиновники объясняют заминку объективными факторами, трейдеры подозревают, что государство намерено в очередной раз пересмотреть условия вывоза урожая.

    На голодном пайке

    Хотя срок моратория на экспорт зерновых, введенного Министерством аграрной политики прошлой осенью, истек почти месяц назад – 1 января нынешнего года – зернотрейдеры по-прежнему не могут начать отгрузку продукции. На сегодняшний день экспортной лицензии не получила ни одна компания. В Министерстве аграрной политики не берутся назвать дату открытия границ для зерна. Официальное объяснение проволочек: слишком большое количество заявок, для оформления которых требуется время. По данным Министерства экономики, трейдеры подали документы на экспорт 2,4 млн. т зерновых, тогда как утвержденная правительством квота составляет лишь 1,2 млн. т (600 тыс. т кукурузы, 400 тыс. т ячменя, 200 тыс. т пшеницы и 3 тыс. т ржи). Впрочем, эксперты все чаще говорят о возможном продлении ограничений или, по меньшей мере, пересмотре квот.

    Директор компании “ПроАгро” Н. Верницкий полагает, что власти медлят с открытием экспортного сезона, опасаясь, что он может спровоцировать новый виток роста цен на внутреннем рынке. “Как только зерну откроют границы, оно тут же подорожает как минимум на 10-15%. А когда трейдеры вывезут уже сформированные запасы и начнут закупать новые партии, что может произойти уже в феврале-марте, возможна и более существенная динамика”, – утверждает эксперт. Уже сейчас ходят слухи о введении понедельного квотирования, что позволит государству контролировать цены.

    Тревожным звоночком, заставившим аналитиков заподозрить чиновников в нечестной игре, стали обнародованные недавно профильным министерством результаты работы отрасли за прошлый год. В нем итоговые цифры урожая некоторых культур в корне отличаются от предварительных показателей. “К примеру, по ячменю объем странным образом уменьшился на 400 тыс. т (до 5,8 млн. т). Непонятно, откуда взялись эти цифры”, – говорит директор консалтинговой компании ААА С. Наливка. Эксперты не исключают, что занижение показателей является ничем иным, как подготовкой почвы для сокращения квоты по “неурожайной” культуре. В лоббировании подобного решения подозревают отечественных птицеводов, которые имеют достаточно сильное влияние на министра Ю. Мельника (он с большой симпатией относится к компании “Мироновский хлебопродукт”). В то же время министерские подсчеты запасов пшеницы в стране, наоборот, превышают данные консалтинговых компаний на 600-700 тыс. т (всего – 29 млн. т), что трейдеры расценили как призыв к более активному лоббированию увеличения экспортной квоты.

    Украинская зерновая ассоциация уже заявила, что будет добиваться выделения дополнительной квоты в объеме 3,8 млн. т, однако это скорее перспективный вопрос, поскольку сейчас профильные ассоциации штурмуют Кабмин с просьбой хотя бы разблокировать экспорт. В ассоциации говорят, что каждый день проволочек стоит трейдерам по $4/т хранящегося на складах зерна, а к началу февраля сумма убытков превысит $20 млн. Впрочем, С. Наливка уверен, что, заявляя о потерях, экспортеры лукавят. Ведь, к примеру, пшеницу, выкупленную у селян осенью по $110-120/т, на мировом рынке они смогут продать по $350-400/т.

    Хлебные гадания

    Поводом для затягивания экспортного вопроса может стать и ситуация с озимыми. Непродолжительные январские морозы позволили чиновникам вновь обратиться к излюбленной теме происков природы. Власти восточноукраинских областей уже заявили о гибели не менее 20% озимой пшеницы и рапса, хотя, по данным компании ААА, в ослабленном состоянии пребывает только 12-13% культур. На общую ситуацию эти показатели вряд ли окажут серьезное влияние, поскольку на долю Восточной Украины приходится не более 10% всех посевов. В других же областях пострадало не более 5% площадей. Вместе с тем профильное министерство оценило как неудовлетворительное состояние порядка 11% озимых.

    Тем не менее, по прогнозам синоптиков, нынешняя зима будет более мягкой, чем прошлая, поэтому большого урона от морозов эксперты не ожидают. Основное влияние на формирование будущего урожая окажут погодные условия весной и летом. Не исключено, что низкое количество влаги в почве, связанное с отсутствием снега, несколько снизит урожайность зерновых. Если же погодных катаклизмов удастся избежать, то аграрии имеют все шансы получить в 2008 г. рекордный урожай. По прогнозам С. Наливки, объемы валового сбора могут на 10-12 млн. т превысить прошлогодние и достичь 40 млн. т. Основанием для подобных утверждений в первую очередь служит резкое увеличение площадей под озимыми. К примеру, по сравнению с прошлым годом посевы пшеницы выросли на 40%, ячменя – на 90%, рапса – на 120%. “Сверхприбыли, полученные аграриями в прошлом году (рентабельность культур колебалась от 30 до 100-120%) привлекла в сельское хозяйство новых инвесторов. Заброшенные ранее земли начали активно распахиваться”, – поясняет С. Наливка.

    • Минагрополитики Украины предлагает ввести квоты на экспорт сырого подсолнечного масла. Минагрополитики Украины подготовило проект постановления Кабмина, предлагающий ввести с 15.02.2008 г. до конца 2007/08 МГ (август) квоты на экспорт сырого подсолнечного масла в размере 360 тыс. т.

    Примечание. “Укролияпром” считает нецелесообразным введение квот и лицензий на экспорт подсолнечного масла, что может привести к значительному сокращению производства подсолнечного масла, повышению цены в розничной сети и к потере внешних рынков сбыта.

    Ассоциация намерена предложить Кабмину разработать проект закона о регулировании оптово-розничной торговли, где реализуется до 40% произведенной продукции.

    Справка. По данным ассоциации “Укролияпром”, за сентябрь-декабрь 2007 г. экспортировано 570 тыс. т подсолнечного масла (на 10,5% больше, чем за аналогичный период 2006 г.). В сентябре-декабре 2007 г. всеми видами предприятий масложирового комплекса было произведено 759,2 тыс. т нерафинированного подсолнечного масла.

    • Кабмин Украины утвердил на 2008/09 МГ минимальную цену на сахар квоты “А” на уровне 2083,33 грн./т (без учета НДС). Кабинет Министров Украины утвердил предельный размер квоты поставки сахара на внутренний рынок (квота “А”) в период с 1 сентября 2008 г. до 1 сентября 2009 г. в объеме 1985 тыс. т. Об этом компании “ПроАгро” стало известно из Постановления КМУ от 23 января 2008 г. #20.

    Минимальная цена на сахарную свеклу базисной сахаристости, которая будет поставляться с 1 сентября 2008 г. до 1 сентября 2009 г. для производства сахара в пределах квоты “А”, зафиксирована на уровне 141,67 грн./т (без учета НДС).

    Кроме того, утверждена минимальная цена на сахар квоты “А” – 2083,33 грн./т (без учета НДС).

    • В 2008 г. Минтрассвязи Украины повысило грузовые железнодорожные тарифы по всем видам сообщения. Министерство транспорта и связи Украины объявило о проведении индексации тарифов на перевозку грузом железнодорожным транспортом. Об этом компании “ПроАгро” стало известно из Приказа Минтранссвязи Украины от 17 января 2008 г. #43, зарегистрированном в Министерстве юстиции 18 января 2008 г. под #33/14724.

    В частности, документом утверждены следующие коэффициенты, которые применяются к тарифам Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом Украины:

    * удобрения минеральные, калийные, азотные и аммиак (код груза согласно Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов 432 – 436, 488049, 488161): с 01.02.2008 г. – 2,601; с 01.04.2008 г. – 3,043; с 01.07.2008 г. – 3,134; с 01.10.2008 г. – 3,228;

    * продукты питания (501-504, 511-514, 521, 551-556, 561-564, 571-573, 581-584): 3,714; 3,714; 3,825; 3,940, соответственно;

    * сахарная свекла (044) – 1,957; 2,289; 2,358; 2,429, соответственно.

    Кроме того, коэффициенты на тарифы на перевозку зерна в адрес предприятий Госкомрезерва (код груза 011-018) составят с 01.02.2008 г. – 3,129; с 01.04.2008 г. – 3,660; с 01.07.2008 г. – 3,770; с 01.10.2008 г. – 3,883.

    Напомним, ранее Минтранссвязи заявляло о том, что в настоящее время тарифная политика на грузовые перевозки не в полной мере соответствует требованиям ВТО, поскольку существует разница в уровне тарифов при перевозке отдельных видов грузов в экспортном, импортном и внутреннем сообщениях. Существующая разница в тарифах, для их приведения в соответствие к требованиям ВТО и недопущения снижения доходов железных дорог, будет ликвидирована, в частности, за счет повышения тарифов.

    Перегляди: 0