Головна Украинский рынок куриного яйца: состояние и перспективы

    Украинский рынок куриного яйца: состояние и перспективы

    Сегодня характерными особенностями рынка яйца в Украине является увеличение доли промышленного производства за счет снижения производства хозяйствами населения, увеличение потребления яйца. Это позволяет промышленным производителям наращивать свои мощности. Однако, одним из значимых факторов развития промышленных предприятий является их организационная структура. В условиях рыночной экономики необходимо объединять сырьевые, производственные, перерабатывающие и торговые звенья в единый организационно-технологический комплекс.

    В Украине существует большое количество производителей яйца (около 200 птицефабрик) и компаний, которые занимаются торговлей продукции птицеводства. Это приводит к нестабильности каналов сбыта и демпингу на рынке, поэтому важным является интеграция и консолидация отрасли.

    “Украинский рынок куриного яйца пока что отличается низким уровнем структурированности, т.к. 56% поголовья находится в хозяйствах населения. Тем не менее, за последние 2-3 года наметилась тенденция к сокращению численности этого поголовья вследствие значительного подорожания комбикормов (в 2007 г. почти на 70%) и энергоносителей. В ближайшие годы можно ожидать снижение поголовья кур, содержащихся у населения, на 40-50%. Сначала это приведет к снижению предложения на рынке, но позволит нарастить производство промышленным хозяйствам. В этом случае структура рынка будет выглядеть так: промышленное производство – 74,6%, население – 25,4%”, отмечает зампредседателя ПНО “Укрптахопром” В. Гордиевич.

    Производство

    Увеличение производства яйца в последние годы происходит за счет резкого роста производительности кур, особенно в крупных сельскохозяйственных предприятиях, благодаря улучшению селекционной базы, сбалансированности и качества кормов.

    Сегодня в Украине 97% промышленного птицеводства приходится на производство яиц и мяса бройлеров, при этом промышленное стадо кур-несушек составляет 41%.

    Украина занимает 12 место на мировом рынке производства яйца (1,16%). На европейском рынке доля Украины составляет 7,6%.

    В 2007 г. производство куриных яиц в Украине составило около 14 млрд. шт., что на 1,5% ниже показателя 2006 г. Из них сельскохозяйственными предприятиями было произведено 7,6 млрд. шт., что составляет 54% от общего количества произведенной продукции.

    Следует отметить, что развитие производства куриных яиц в Украине, по сравнению с другими европейскими странами, происходит наиболее быстрыми темпами. С 2000 по 2007 год объем производства продукции увеличился на 6%.

    В дальнейшем прогнозируется увеличение производства яйца в мире. Вместе с тем, в развитых странах можно ожидать небольшой рост, а в ряде государств Западной Европы – сокращение производства.

    Потребление

    Среднестатистический украинский потребитель в 2007 г. потребил 252 куриных яйца. В 2006 г. эта цифра составила 228 шт. Общее потребление яиц в Украине в 2007 г. зафиксировано на уровне 11, 7 млрд. шт., что на 9,3% больше, чем в 2006 г. (10,7 млрд. шт.).

    Рассчитанная диетологами рациональная норма потребления составляет 290 яиц на одного человека в год. При этом в развитых европейских странах потребление куриных яиц находится на уровне 320-350 шт. на одного человека в год.

    Максимальный уровень потребления яйца был зафиксирован в Украине в 1986 г. – 280 шт. на душу населения в год.

    Внешняя торговля

    Доля Украины в мировой торговле составляет 0,54%. При этом 0,46% занимает импорт яичных продуктов (яйцо в скорлупе не импортируется) и 0,08% приходится на экспорт. На европейском рынке внешней торговли позиции Украины более значительные: импорт – 0,66% и экспорт – 0,13% от общего объема торговли.

    Географическая близость Украины к границе Евросоюза позволяет снизить логистические затраты, предоставляет существенные конкурентные преимущества для развития экспорта яйца отечественного производства и возможность потеснить основных европейских импортеров – США, Индию и Бразилию.

    Анализ племенного рынка

    Для получения яйца в Украине используют кроссы птицы как заграничной, так и отечественной селекции. Согласно данным Государственного племенного реестра, в Украине распространены 15 кроссов яичных пород птицы, в том числе 14 – иностранного происхождения (Ломанн-браун, Ломанн ЛСЛ, Иза-Браун, Иза-вайт, Хай-лайн, Шевер, Тетра – СЛ, Хай секс коричневый, Хайсекс белый, Декалб и др.). Использование этих кроссов дало возможность ведущим отечественным предприятиям достичь уровня производства в 280-320 яиц от одной курицы-несушки в год, при затратах корма 1,15-1,25 кг на 10 штук.

    Известно, что степень реализации генетического потенциала производительности кроссов во многом зависит от условий содержания и питания птицы, эпизоотического состояния хозяйства. На предприятиях, где не в полной мере придерживаются необходимых условий, генетические возможности любого кросса реализуются лишь на 84-85%.

    Основу племенной базы птицеводства в Украине составляют 14 племенных хозяйств. Общее количество поголовья птицы в хозяйствах составляет 542,7 тыс. голов, из них 7 тыс. голов на племенном репродукторе I порядка и 364,9 тыс. голов на племенных репродукторах II порядка.

    “В Украине наблюдается тенденция к уменьшению количества племенных репродукторов. Это вызвано тем, что выросла цена на мировом рынке на суточных цыплят. Данный фактор значительно повлиял на репродукторы с небольшими объемами и вызвал снижение их количества или перепрофилирование (выращивание бройлеров)”, отмечает эксперт ПНО “Укрптахопром” Ю. Мажак.

    Перегляди: 0