Головна ЕС: перспективы рынка биодизеля

    ЕС: перспективы рынка биодизеля

    Биодизельная промышленность ЕС продолжает увеличивать потребление масличных

    Производство биодизеля в Европе растет, при этом становится важной статьей баланса европейского рынка масличных культур. Перерабатывая порядка 2,7 млн. т масличных в год, биодизельная промышленность ежегодно выпускает свыше 1 млн. т биологического дизтоплива. Без субсидий и дотаций подобное топливо неконкурентно по цене с обычным минеральным дизтопливом, однако, главное преимущество биодизеля – это то, что его производят из ресурсов, которые быстро восстанавливаются (запасы нефти, например, практически невосстановимы). Сильной стороной биодизеля так же является то, что он при сгорании он выбрасывает в атмосферу гораздо меньше вредных газов, совсем не содержит двуокиси углерода (СО). В ЕС производство биодизеля давно получило поддержку правительства, так как рассматривается как стратегическое направление развития топливной отрасли.

    Производство

    За последние несколько лет производство биодизеля в ЕС резко возросло и теперь, в основном, сконцентрировано в трех странах. Так, согласно данным Топливно-энергетического совета ЕС (Брюссель), в 2002 г. выпуск биодизеля в Германии составил 450 тыс. т, во Франции – 366 тыс. т и в Италии – 210 тыс. т.

    ЕС: производство биодизеля в 2002 г.

    Страна

    тыс. т

    Германия

    450

    Франция

    366

    Италия

    210

    Австрия

    25

    Дания

    10

    Великобритания

    3

    Швеция

    1

    Всего

    1 065

    Немецкий союз производителей биодизеля (UFOP) оценивает производство биодизеля в Германии в 2002 г. на уровне 550 тыс. т. Объем выпуска биодизеля в ЕС в целом по годам отследить не представляется возможным, однако приведем сравнительные данные по выпуску биодизеля в главных странах-производителях: Германии и Франции.

    Динамика производства биодизеля в Германии и Франции * (тыс. т)

    Германия

    В пересчете на семена рапса **

    Франция

    В пересчете на семена рапса **

    1991

    2

    5

    0

    0

    1992

    5

    13

    0

    0

    1993

    10

    27

    20

    53

    1994

    25

    67

    65

    174

    1995

    45

    120

    155

    414

    1996

    60

    160

    220

    588

    1997

    100

    267

    250

    668

    1998

    100

    267

    219

    585

    1999

    130

    347

    312

    834

    2000

    340

    908

    318

    850

    2001

    450

    1202

    318

    850

    2002

    550

    1469

    366

    978

    Источник: UFOP

    * В Германии оценены объемы продаж; во Франции – заявленные объемы биодизеля для получения снижения налога на двигатели. Эти объемы практически равны уровню производства биодизеля.

    ** Согласно пересчету: 2,672 тыс. т рапса идет на производство 1 тыс. т биодизеля

    1993 г. стал годом начала резкого увеличения производства биодизеля в Европе. Наряду с изменениями в общей политике сельского хозяйства ЕС (CAP) в 1992 г. была запущена государственная программа, согласно которой поощрялось производство таких масличных культур, как рапс, подсолнечник, соевые бобы, для промышленной переработки. (Отметим, что для этого были выданы разрешения на использование загрязненных земель, на которых ранее производство продукции для пищевой и фуражной промышленности не разрешалось).

    Другим положительным фактором для развития биодизельной промышленности Германии стала низкая цена на растительное масло (средняя цена находилась на уровне $400/т) в период с начала 1999 г. до середины 2002 г., а цены на минеральное дизтопливо в этот период, как раз наоборот, находились на крайне высоком уровне. Если также учесть, что использование биодизеля давало возможность существенного снижения налога на двигатель, который был обязательным для минерального дизельного топлива, то производство биодизеля в то время выглядело очень перспективным, и этот период связан с огромным ростом числа проектов по биодизелю.

    Сегодня ЕС – мировой лидер в производстве биодизеля, с центром в Германии. В 2000 г. было запущено много проектов по производству этого вида топлива, и спрос на биодизель превысил предложение, которое, хотя и продолжало свой рост, но уже более медленными темпами. Так, были запущены новые проекты в Великобритании и Португалии. Проект в Великобритании сводится к строительству крупнейшего в ЕС завода по производству биодизеля мощностью 250 тыс. т биодизеля в год. Запуск завода ожидается в середине 2004 г. Португальский проект также предполагает строительство комплекса мощностью 100 тыс. т биодизеля в год. Комплекс сможет работать на соевом, рапсовом или пальмовом масле (в зависимости от конъюнктуры рынка). Запуск указанного комплекса также ожидается в середине 2004 г.

    ЕС: оценка мощностей производства биодизеля в 2003 г.

    Страна

    тыс. т

    Германия

    1 025

    Франция

    500

    Италия

    420

    Австрия

    50

    Дания

    40

    Великобритания

    5

    Швеция

    8

    Всего

    2 048

    Технология получения. C химической точки зрения биодизель является сложным эфиром жирных кислот (метилестер). Химический процесс получения сложных эфиров хорошо известен и довольно прост: растительное масло и метанол помещают в цилиндр, добавляют катализатор. Обычно в роли катализатора выступает гидрат окиси натрия. В результате реакции (которая называется трансэфирация). Жирные кислоты отделяются от глицерина, который содержится в молекулах растительного масла, и потом соединяются с молекулами метанола. В этот момент, для ускорения реакции, в цилиндр доливают еще чистого этанола. Результатом реакции является смесь сложного эфира жирных кислот, глицерина, неотработанного этанола, катализатора и некоторого количества ненужных примесей, свободных жирных кислот. Эти продукты проходят процедуры очистки в центрифуге и вакуумном разделителе, где отделяются ненужные компоненты, примеси и происходит очистка конечного продукта – биодизеля.

    Вторым по важности реагентом в производстве биодизеля является метанол, доступный продукт химической промышленности, который производится из природного газа. Цена метанола колеблется в пределах EUR 250/т – EUR 280/т, а также прямо пропорционально зависит от цен на природный газ. В качестве катализатора на различных фабриках могут применяться различные вещества, среди которых основными являются: гидроокись натрия (NaOH), гидроокись калия (KOH) или серная кислота (H2SO 4). В процессе реакции эти элементы химически не изменяются, однако после прохождения через процедуры отделения и очистки более не используются. В этом случае гидроокись калия (KOH) имеет хоть какую-то ценность, так как является удобрением и может использоваться в сельском хозяйстве. Главное преимущество серной кислоты – более низкая, по сравнению с другими катализаторами, цена.

    На обычном заводе по производству биодизеля также производится глицерин, который содержит 80% примесей (в основном воды). Цена такого глицерина – EUR 500/т. Однако, при сравнительно небольших затратах прямо на заводе можно получать фармацевтический (99,5%) глицерин, цена которого составит уже EUR1030/т. В то же время представители фармацевтической промышленности предупреждают, что спрос на глицерин неэластичный и что при увеличении производства глицерина в биодизельной промышленности цены на него существенно упадут. С учетом снижения мировых цен на нефтяное дизтопливо и роста мировых цен на растительные масла в 2003 г. глицерин становится важным компонентом формирования прибыли биодизельного производства.

    Жизненный цикл обычного завода по производству биодизеля – 10 лет. Стоимость подобного завода мощностью выпуска 60 – 100 тыс. т биодизеля в год составляет порядка EUR 30 млн., с ежегодной амортизацией вложенных инвестиций порядка EUR 4,7 млн.

    Преимущества и недостатки биодизеля

    Производство. В Европе общеизвестным является тот факт, что производство биодизеля нерентабельно без финансовой поддержки правительства. В начале 90-х, когда затраты на открытие производства были велики, контрактные цены на технический рапс, который использовался в биодизельной промышленности, были гораздо ниже цен на рапс для пищевых нужд. Это стало возможным после того, как фермерам было разрешено выращивать технический рапс на землях, на которых запрещалось выращивать что-либо для продовольствия или фуража. Так, фермеры стали выращивать масличные (в основном рапс) под заключенные с производителями биотоплива контракты по ценам значительно ниже рыночных. Объемы выращиваемых технических масличных на запрещенных землях ограничены соглашением Blair House Agreement, согласно которому фермеры для получения разрешения на выращивание масличных должны заключить контракт с покупателем и зарегистрировать его в соответственном государственном учреждении. Однако, с 1998 г. контрактные цены технических масличных почти сравнялись с обычными ценами на наличном рынке.

    По причине того, что согласно соглашению Blair House Agreement, объем производства технических масличных ограничен на уровне эквивалента 1 млн. т соевого шрота, то развивающаяся биодизельная промышленность вынуждена покупать продовольственные масличные культуры, импортировать масличные или само растительное масло.

    Источники конкурентного преимущества. На рынке биодизель является прямым конкурентом минеральному дизтопливу. Цены на оба продукта очень неустойчивы, динамичны, изменения иногда благоприятны для биодизеля, иногда нет. Согласно данным берлинского филиала Иностранной сельскохозяйственной службы при Минсельхозе США (FAS USDA), в 2002 г. биодизель был дешевле минерального дизтоплива в среднем на 10%. В это же время, в мае 2003 г. другие источники сообщали, что розничная цена минерального дизтоплива была ниже биодизеля.

    Биодизель в чистом виде является мене устойчивым веществом для хранения, чем его минеральный конкурент. Автомобили, которые в качестве топлива используют биодизель, должны быть оснащены дополнительным топливным фильтром, для задержания осадка, который получается в процессе окисления биодизеля при хранении топлива в баке. Стоит заметить, что минеральное дизтопливо также не сохраняет 100% чистоту при условии хранения и также дает осадок, хотя и в меньшей степени.

    Биодизель заметно более густой, чем минеральное дизтопливо, и поэтому его использование более затруднено в местах с низкой температурой. Применение морозостойких присадок возможно как для минерального, так и для биологического дизтоплива. Во Франции, например, с целью увеличения морозостойкости применяется смешивание биодизеля и минерального дизтоплива.

    По сравнению с минеральным дизтопливом биодизель имеет более высокую смазывающую способность, что уменьшает износ двигателя. Минеральное дизтопливо так же может иметь смазывающие присадки, которые позволяют увеличить ресурс работы двигателя, однако, в связи с ужесточением требований к машинным бензинам использование этих присадок исключено, ввиду чего роль присадки к минеральному дизтопливу может выполнять биодизель.

    Как в любой цивилизованной стране, в Европе покупая машину, человек получает на нее гарантию. Однако, в гарантии сказано, что она становится недействительной в случае использования нерекомендованного топлива. Некоторые заводы среди перечня разрешенных видов топлива приводят биодизель, а некоторые – нет. В большинстве случаев, дается разрешение на использование именно рапсового биодизеля, а не биодизеля, изготовленного на основе масел других культур.

    Выигрыш окружающей среды от использования биодизеля вместо традиционного дизтоплива. Соотношение энергетической эффективности (коэффициент К1) биодизеля по отношению к затратам на его производство превосходит аналогичный показатель для минерального дизтоплива, т. е. производство биодизеля более эффективно. Так, если учитывать затраты на обработку и удобрение почвы, транспорт, электричество и так далее, то коэффициент К1 у биодизеля равен как минимум 1,98. Т.е. в полученном продукте содержится в 2 раза больше энергии, чем было затрачено не его производство. Для сравнения, традиционное дизтопливо имеет К1, равный 1,2. Тем не менее, рынку не всегда нужно более эффективное топливо, на первое место выходит вопрос цены на него.

    Одной из главных причин поддержки производства биодизеля является то, что во время сгорания он выделяет экологически вредные вещества гораздо в меньших объемах, чем минеральное дизтопливо. Например, использование биодизеля как топлива сокращает выброс углекислого газа на 53% по сравнению с использованием минерального топлива, а общее количество вредных газов при использовании биодизеля ниже на 39%. При этом выбросы в атмосферу N2O вообще минимальны.

    Примечание: выброс в атмосферу 1 грамма N2O в 310 раз опаснее выброса 1 грамма CO2 (выброс N2O способствует повышению температуры атмосферы и развитию парникового эффекта).

    Налоговое законодательство поддерживает развитие биодизельной промышленности. Т. н. Протокол Киото, подписанный в 1997 г., обязывает ЕС за период с 2008 г. по 2012 г. снизить уровень выброса газов, стимулирующих парниковый эффект, на 8% относительно уровня 1990 г. Однако, необходимо отметить, что сейчас ЕС находится на начальном этапе популяризации использования биологических видов топлива.

    Во Франции налог на использование минерального дизтоплива составляет EUR0,58/л, а в случае использования биодизеля ставка налога снижается до EUR0,35/л. В Италии с 2001 г. также снижен налог на энергетические ресурсы, которые позволяют уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу. ЕС предоставила бюджет в размере EUR15,5 млн. для покрытия затрат местных бюджетов стран, которые предоставляют сниженный налог на биодизельное топливо. В Италии даже существует проект закона об использовании в городском транспорте только очищенного биодизеля.

    В Германии налогом облагается только минеральное дизтопливо и бензины. Так как биодизель не является минеральным топливом, то налог на него отсутствует. Отметим, что в Германии действует очень жесткая налоговая система на частный и общественный транспорт. Так, средний немецкий обладатель бензинового автомобиля без катализатора типа “Евро 3” должен заплатить налог на машину в размере EUR600 в год, что делает невыгодным содержание и использование автомобиля стоимостью до EUR5 тыс., ввиду чего из Германии активизируется экспорт подержанных автомобилей, который, в первую очередь, направлен в страны СНГ и Прибалтики, где экологическое законодательство минимально.

    Во всем ЕС, кроме Германии, биодизель смешивают с минеральным дизтопливом, что затрудняет введение единых налогов, единых дорожных сборов, единой классификации биодизеля.

    За последнее время отмечено увеличение производства автомобилей с двигателем Дизеля. Так, во Франции количество автомобилей с дизельными моторами достигает 63%. Нужно сказать, что дизельный двигатель очень привлекателен для автолюбителя по причине того, что цены на дизтопливо обычно ниже цен на бензин, дизельный двигатель более мощный, имеет больший, по сравнению с карбюраторным, ресурс использования, а также более экономичный. Поэтому европейские трейдеры бензина собираются экспортировать невостребованные объемы бензина и импортировать дизтопливо.

    Такое соотношение производимых видов двигателей выгодно для расширения использования биодизеля, так как любой дизельный двигатель может работать как на минеральном, так и на биологическом дизтопливе.

    Перегляди: 0