Типы и виды контейнеров

Интермодальный контейнер — стандартизированная многооборотная тара, предназначенная для безопасного хранения и перевозки грузов. Понятие «интермодальный контейнер» подразумевает, что контейнер можно перемещать с одного вида транспорта на другой без выгрузки или перегрузки содержимого. Это позволяет осуществлять смешанные перевозки различными видами транспорта с минимальными затратами времени и труда, реализуя принцип «от двери до двери».

Типы и основные размеры крупнотоннажных универсальных контейнеров регламентированы стандартом ИСО 668 «Грузовые контейнеры. Наружные размеры и максимальная масса брутто» и ГОСТ 18477 «Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры». Согласно этому документу на международных транспортных линиях используются контейнеры грузоподъемностью брутто 30 т (типы 1А, 1АА), 25 т (типы 1В, 1ВВ), 20 т (типы 1С, 1СС) и 10 т (тип 1D) с единым поперечным сечением 2 438 х 2 438 мм (для типов 1А, 1В, 1С и 1D) или 2 438 х 2 591 мм (для типов 1АА, 1ВВ, 1СС) и длиной соответственно 12 192, 9 125, 2 991 мм. Их минимальные внутренние размеры определены стандартом ИСО 1894: ширина 2 330 мм (при высоте контейнера 2 197 мм) или 2 250 мм (при высоте 2 591 мм).

При подсчете вместимости контейнеровозов и мест хранения контейнеров используется единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером — TEU. Два 20-футовых контейнера равны одному 40-футовому FEU.

Стандартные контейнеры:

Стандартные контейнеры (стандарт ISO) 20′ DC (DV,GP) двадцатифутовый контейнер 40′ DC (DV,GP) сорокафутовый контейнер 40′ HC (HQ) сорокафутовый контейнер повышенной вместимости «high cube» 45′ HC (HQ) сорокапятифутовый контейнер «high cube»
Внешние размеры длина 6,058 м 12,192 м 12,192 м 13,716 м
ширина 2,438 м 2,438 м 2,438 м 2,438 м
высота 2,591 м 2,591 м 2,698 м 2,698 м
Внутренние размеры длина 5,898 м 12,024 м 12,031 м 13,554 м
ширина 2,352 м 2,352 м 2,352 м 2,352 м
высота 2,390 м 2,390 м 2,698 м 2,698 м
Дверной проем ширина 2,340 м 2,340 м 2,340 м 2,340 м
высота 2,280 м 2,280 м 2,585 м 2,585 м
Внутренний объем 33,2 куб. м 67,7 куб. м 76,3 куб. м 86 куб. м
Масса груза 21720 кг(28200 кг – 20′ НТ) 26650 кг(~ до 28800 кг) 26300 — 28700 кг 25680 — 27800 кг
Собственный вес контейнера 2280 кг 4000 кг 4200 кг 4900 кг
Максимальный брутто вес(брутто вес груза + вес контейнера) 24000 кг(30480 кг — 20′ НТ) 30650 кг( 32800 кг) 30500 кг — 32900 кг 30580 кг — 32700 кг
20′ DC 40′ DC

Стандартные контейнеры используются для контейнерных перевозок большинства типов грузов.

Контейнеры повышенной вместимости – high cube (хай кьюб, хай куб) – НС(HQ) выгодны для перевозки объемных грузов, своей вместимостью они обязаны увеличенной высоте контейнера.

Специальные контейнеры:

Специальные контейнеры (двадцатифутовые) 20′ OT двадцатифутовый контейнер «open top» («opentop») 20′ FR двадцатифутовый контейнер «flat rack» («flatrack») 20′ TC двадцатифутовый танк-контейнер «tank container»
Внешние размеры длина 6,058 м 6,058 м 6,058 м
ширина 2,438 м 2,438 м 2,438 м
высота 2,591 м 2,591 м 2,591 м
Внутренние размеры длина 5,898 м 5,618 м -
ширина 2,352 м 2,438 м -
высота 2,360 м 2,233 м -
Дверной проем ширина 2,340 м - -
высота 2,295 м - -
Внутренний объем 32,7 куб. м 30,5 куб. м 24000 л
Масса груза 27000 кг 27200 – 31100 кг 32600 кг
Собственный вес контейнера 2300 кг 2800 кг 3400 кг
Максимальный брутто вес (брутто вес груза + вес контейнера) 29300 кг 30000 -33900 кг 36000 кг

Специальные контейнеры (сорокафутовые)

40′ OT сорокафутовый контейнер «open top» («opentop»)

40′ FR сорокафутовый контейнер «flat rack» («flatrack»)

Внешние размеры

длина

12,192 м

12,192 м

ширина

2,438 м

2,438 м

высота

2,591 м

2,591 м

Внутренние размеры

длина

12,032 м

11,652 м

ширина

2,352 м

2,438 м

высота

2,360 м

1,995 м

Дверной проем

ширина

2,338 м

-

высота

2,279 м

-

Внутренний объем

66,7 куб. м

55,5 куб. м

Масса груза

26000 кг

34500 — 40500 кг

Собственный вес контейнера

4000 кг

5000 кг

Максимальный брутто вес (брутто вес груза + вес контейнера)

30000 кг

39500 — 45500 кг

Opentop (опэнтоп, опентоп) позволят загружать груз сверху, таким образом этот тип контейнера удобен для перевозки оборудования и длинномерных грузов. Опэнтопы имеют съемное брезентовое покрытие и крепежные дуги для того, чтобы закрыть верх в случае необходимости. Двери такого контейнера могут сниматься для удобства загрузки. Как правило, opentops бывают двух типов: 20-ти футовые и 40-ка футовые.

Flatracks (флэтрэкс, флетрекс) разработаны для тяжелых грузов или грузов, требующих вертикальной или боковой загрузки, также грузов, выступающих за габариты контейнера, то есть негабаритных грузов. Зачастую используются три основных типа флэтрэков :

  1. cо складными торцевыми стенами
  2. с не складывающимися торцевыми стенами
  3. без торцевых стен, имеющие только вертикальные балки.

Tank container (танк-контейнер) используется для перевозок наливных грузов, газов, сыпучих грузов. Представляет собой раму с габаритами 20′ c установленной в этой раме цистерной. Емкость, грузоподъемность и другие характеристики сильно разнятся, в зависимости от специализации в перевозке разных типов груза (IMO 0, IMO 2, IMO 3)

20′ OT 20′ TC 40′ FR

Рефрижераторные контейнеры:

Рефрижераторные контейнеры 20′ RF двадцатифутовый рефрижераторный контейнер «reefer»(«ref») 40′ RF сорокафутовый рефрижераторный контейнер «reefer»(«ref») 40′ RF HC (RQ) сорокафутовый рефрижераторный контейнер повышенной вместимости «reefer»/(«ref») «high cube»
Внешние размеры длина 6,058 м 12,192 м 12,192 м
ширина 2,438 м 2,438 м 2,438 м
высота 2,591 м 2,591 м 2,698 м
Внутренние размеры длина 5,451 м 11,493 м 11,580 м
ширина 2,290 м 2,270 м 2,275 м
высота 2,167 м 2,197 м 2,415 м
Дверной проем ширина 2,290 м 2,282 м 2,276 м
высота 2,212 м 2,155 м 2,471 м
Внутренний объем 27 куб. м 57,8 куб. м 67,5 куб. м
Масса груза 27500 кг 25600 кг 29500 кг
Собственный вес контейнера 3000 кг 4900 кг 4500 кг
Максимальный брутто вес(брутто вес груза+ вес контейнера) 30500 кг 30500 кг 34000 кг

Рефрижераторные контейнеры используются для грузов, требующих поддержания температурного режима, т.е. при рефрижераторных перевозках.

Диапазон поддерживаемых температур обычных реф контейнеров от — 25 до + 25 С.

40′ RF HC (RQ)

Наиболее распространенные сокращения обозначения контейнеров:

«» – foot – фут ( мера длины = 0,3048 м), символ используется для обозначения длинны контейнера (например 20 DC, 40HC)

DC dry container – сухой (сухогрузный) контейнер

DVdry van – досл.: сухой фургон

GPgeneral purpose – общего назначения

DC, DV, GP – обозначают приблизительно одно и тоже, т.е. с определенной погрешностью можно заявить, что DC = DV = GP (редко, но бывают разночтения в толковании, так, например, DC и DV могут служить для обозначения «сухих» контейнеров, включая контейнеры повышенной вместимости HC(HQ), а иногда и подразумевают вообще все контейнеры, кроме рефрижераторных).

ST - standard – cтандартный контейнер

HC = HQ – high cube (хай кьюб, хай куб) – повышенной вместимости (высокий)

RF - refrigerated (reefer) – рефрижераторный (реф)

RQ = RF HC(HQ) – рефрижераторный (реф) повышенной вместимости

НТ - hard top (жесткий верх) – хард топ – контейнер со съемной жесткой крышей.

НТ — heavy tested — повышенной грузоподъемности (как правило, определенные серии 20′ DC уже сами по себе являются HT, однако, например если Вам нужен именно контейнер повышенной грузоподъемности, следует указать на это перевозчику во избежание накладок, НТ и является сокращением, указывающим на это требование.)

UP - upgrated - усиленный контейнер повышенной прочности

OT – open top – контейнер с открытым верхом

TC - tank container – танк-контейнер

Помимо вышеупомянутых, наиболее распространенных типов контейнеров существуют и другие, не получившие столь широкое применение, но тем не менее, используемые:

PW – pallet wide – контейнер чья внутренняя ширина увеличена (2,442 м), что позволяет хорошо разместить паллеты по ширине контейнера. Такие контейнеры позволяют грузовладельцу максимально выгодно перевозить паллетизированный груз, так например в стандартный 20′ контейнер входит 11 европаллет (EUR-паллет), а в 20′ PW уже 14 европаллет (europallets) . Размер европаллет 1,2 x 0,8 м.

AFAM/(Advanced Air Fresh Management)/AFAM+ /TRANSFRESH/EVERFRESH/StarCare/StarFresh- подтип реф. контейнеров, имеющих систему автоматического контроля обменом свежего воздуха (по сути контроль влажности) и уровня СO2 и O2. (StarFresh дополнительно использует азот для поддержания стабильности концентрации кислорода и углекислого газа). Такие контейнеры идеальны для перевозки чувствительных фруктов и овощей, например авокадо, брокколи, грейпфрутов, манго, черники, бананов, спаржи

MAGNUM reefer – реф. контейнер, поддерживающий температуру от + 30 С до — 35 С, для грузов, требующих низкую температуру — мороженная рыба, мороженное

Super Freezer reefer – рефрижераторный контейнер, способный поддерживать температуру – 60 С, такой рефконтейнер идеален для перевозки тунца, суши, сашими

Sortie reefer – реф контейнер - сортировочная станция для рефрижераторных грузов, в основном, рыбы. Груз загружается через специальный люк в крыше прямо с рефрижераторного судна или рыболовецкого судна. Этот контейнер также имеет двери в боковых стенах, куда может быть подсоединено до 5-ти рефов.

Stuffie reefer - рефрижераторный контейнер с люком в крыше, в основном, используют для затарки рыбы прямо с рыболовного судна. Изолирован воздухонепроницаемой мембраной, предотвращающей попадание наружного воздуха в грузовое пространство. Плюсы:

  • груз изолирован от внешнего воздействия окружающей среды

  • уменьшение времени на перегрузку и сортировку

  • снижаются портовые расходы рыболовного судна

Некоторые реф. контейнеры комплектуются GPS модемами, отсылающими полную информацию в центр слежения перевозчика 24 часа в сутки. Применение таких технологий оправдано для перевозки дорогих и чувствительных грузов, например лекарств или косметики.

Platforms (PL) – платформы — флэтрэки (flatracks) без вертикальных направляющих и торцевых стенок

20′ HC — двадцатифутовый контейнер повышенной вместимости (высокий) – имеет высоту равную 40′ HC (см. спецификации)

Garmentainers — контейнер для GOH – garments on hanger (предметы одежды на вешалке) — используют различные системы подвешивания и крепления одежды

48′ - сорокавосьми футовый контейнер, контейнер длинна которого составляет сорок восемь футов

53′ - пятидесятитрех футовый контейнер, контейнер длинна которого составляет пятьдесят три фута

Железнодорожные контейнеры (3-х и 5-ти тонные) – используются для перевозок по ж.д.

Block-container ( Блок-контейнер или контейнер-бытовка) - жилое помещение мобильного развертывания, внешние габариты которого соответствуют габаритам контейнера

Slide door container ( контейнер с раздвижными дверями ) - имеет раздвижные боковые двери, центральные части которых раздвигаются и далее, вместе с боковыми частями, распахиваются. Бывают как двадцатифутовые, так и сорокафутовые единицы. Очень удобны для загрузки грузов, которые сложно или невозможно загрузить через торцевые двери.