Обозначение грузовых вагонов колеи 1520 мм
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (ОСЖД)
ОБОЗНАЧЕНИЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ КОЛЕИ 1520 ММ
О+Р 582-2
I издание
Разработано Совместной группой ОСЖД/МСЖД «Кодирование и информатика» в 2011 и 2012 гг.
Согласовано совещанием Постоянной рабочей группой по кодированию и информатике с 20 по 23 ноября 2012 г., Комитет ОСЖД, г. Варшава
Утверждено на XXVIII заседании Конференции Генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог 22 – 26 апреля 2013 г., Украина, г. Одесса
Дата вступления в силу: 26 апреля 2013 г.
Примечание: Теряет силу: VI издание О+Р 582-2 от 01.07.2007 г.
Памятка должна быть включена в следующий раздел:
IV – Проведение эксплутационной работы
IX – Информатика, разное
Содержание
Введение
1 Предмет Памятки
2 Область применения
3 Номер грузового вагона
3.1 Обозначение рода вагона
3.2 Обозначение осности и основных характеристик вагона
3.3 Обозначение дополнительных характеристик вагона
3.4 Обозначение номера грузового вагона в модельном ряде
3.5 Котрольное число
4 Обозначения на кузове грузового вагона
4.1 Обозначение страны, в которой зарегистрирован грузовой вагон – обозначение пользователя1 единицы подвижного состава
4.2 Обозначение важнейших технических характеристик
5 Конвертация из 8-значного в 12-значное обозначение грузового вагона
6 Ведение памятки
Приложение 1 Система обозначения грузовых вагонов
—–
1 Владельцем подвижного состава считается тот, кто в качестве собственника или обладающего распорядительным правом в течение продолжительного времени в хозяйственных и экономических целях использует вагон в качестве перевозочного средства
Введение
Номера вагонов являются ключевыми данными для систем железнодорожного транспорта. Номер вагона позволяет осуществлять однозначную идентификацию вагона и представляет возможность для коммуникации на одном языке между железнодорожными предприятиями, операторами инфраструктуры и государственными органами, отвечающими за вопросы в следующих областях:
– допуск и регистрация;
– актуализация данных по вагонам;
– контроль за эксплуатацией;
– ремонт;
– прием и передача между железнодорожными предприятиями (ЖДП);
– расчеты и финансово-техническая классификация.
Данная памятка описывает структуру номера грузового вагона и других надписей, полезных для идентификации вагона.
1. Предмет памятки
В настоящей памятке описывается маркировка, применяемая для идентификации грузовых вагонов и использующихся в интермодальных перевозках на вагонных тележках2.
Идентификационная маркировка вагонов представляет собой структурный регистрационный номер, с помощью которого можно легко и точно идентифицировать вагон.
Данная Памятка не описывает:
– другие надписи и обозначения, предписанные в Технических условиях по интероперабельности и в других действующих правилах;
– процедуры приписки, регистрации и допуска вагонов, что определяется компетентными ведомствами каждого государства в соответствии с положениями национального законодательства, действующего в рамках международного права и международных соглашений.
—–
2 В дальнейшем понятие «грузовой вагон» применяется также применительно к вагонным тележкам, использующихся в интермодальных перевозках».
2. Область применения
Вагоны, предназначенные для эксплуатации на железнодорожной инфраструктуре колеи 1520 мм во внутреннем и международном сообщении, имеют идентификационную маркировку согласно данной Памятки. Эта маркировка, учитывает требования государственных ведомственных структур каждой страны, отвечающих за регистрирацию вагонов, и соответствует национальному законодательству с учетом правовых норм и действующих международных соглашений.
Обозначения грузовых вагонов согласно 8-значной системы нумерации применяется на железных дорогах стран СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и Грузии.
3. Номер грузового вагона
Номер грузового вагона должен состоять из восьми цифр, и имеет следующую структуру: а) характеристика рода подвижного состава (первая цифра);
б) характеристика осности и основных характеристик вагона (вторая цифра);
в) дополнительная характеристика вагона (третья цифра);
г) номер в модельном ряду (цифры с четвертой по седьмую); д) номер для самоконтроля (восьмая цифра).
Основной код состоит из 8 цифровых знаков, структурированных следующим образом:
Система нумерации вагонов грузового парка железных дорог колеи 1520 мм находится в Приложении 1.
Выделение номера грузовому вагону осуществляется в пределах выделенного диапазона номеров типу грузового вагона.
При этом последняя цифра является контрольным числом и позволяет определить правильность нанесения номера (трафарета) на кузов вагона и написания его в перевозочных документах. Контрольное число, рассчитывается по модулю 10, в соответствии с Памяткой ОСЖД/МСЖД 913.
3.1. Характеристика рода подвижного состава
Характеристика рода подвижного состава кодируется первой цифрой 8-значного номера грузовово вагона. В номере грузовых вагонов колеи 1520 мм могут на первом месте находиться следующие коды рода подвижного состава:
2 – крытые грузовые вагоны;
4 – платформы;
6 – полувагоны;
7 – цистерны;
8 – изотермические вагоны;
3 и 9 – прочие вагоны (специализированные и др.)
3.2. Характеристика осности и основных характеристик вагона
Количество осей у вагона обозначается второй цифрой. Соответствие кодов значению осности находится в таблице 1.
Таблица 1. Система нумерации количества осей вагонов грузового парка колеи 1520мм.
Цифра |
Количество осей |
0 или 1 |
две |
2,3,4,5,6 или 7 |
четыре |
8 |
шесть |
9 |
восемь и более |
Все шестиосные вагоны и траснпортеры отнесены по роду к прочим вагонам, номера которых начинаются с цифры 3 (у шестиосных вторая цифра номера – 6, у транспортеров – 9).
Кроме осности вторая цифра определяет:
– для крытых вагонов – объем кузова
– для платформ – длину рамы
– для 4-осных полувагонов – наличие люков в полу и торцовых дверей
– для цистерн – специализацию
3.3 Дополнительная характеристика вагона
Через дополнительные характеристики вагона можно определить специфические данные. Например, цифра 0 у полувагона значит,что вагон имеет люки в полу и торцевые двери.
3.4 Номер грузового вагона в модельном ряду
Внутри отдельных категорий грузовых вагонов каждому модельному ряду, с идентичными техническими характеристиками, присваивается порядковый номер из диапазона от 0 до 9 (1000 номеров)., 7-я цифра указывает на наличие или отсутствие тормозной площадки: 0-8 без тормозной площадки, 9 – с тормозной площадкой.
3.5 – Самоконтроль
Восьмая цифра номера вагона — контрольное число – служит для проверки правильности номера вагона в автоматических системах распознавания номера.
Контрольное число относится ко всем семи цифрам номера, которые вместе взятые составляют цифровое обозначение для идентификации грузового вагона. Расчет контрольного числа производится по правилам памятки ОСЖД/МСЖД О 913.
4. Обозначение на кузове грузового вагона
На борту грузового вагона должны присутствовать следующие обозначения:
4.1 – Обозначение страны, в которой зарегистрирован грузовой вагон – обозначение пользователя3 единицы подвижного состава
Страна, в которой зарегистрирован грузовой вагон (обозначается на основании правил кодирования по Памятке 920-14.
4.2 – Номер вагона
Номер вагона, который присваивается единице подвижного состава для его идентификации. По номеру вагона в общем случае можно определить важнейшие технические характеристики вагона: род, основные эксплуатационные характеристики.
—–
3 Владельцем подвижного состава считается тот, кто в качестве собственника или обладающего распорядительным правом в течение продолжительного времени в хозяйственных и экономических целях использует вагон в качестве перевозочного средства
5. Конвертация из 8-значного в 12-значное обозначение грузового вагона
В информационных системах для распознавания 8-мизначного номера используются правила конвертации согласно памятке O 402 «Унифицированный электронный обмен данными при передаче грузовых вагонов с колеи 1520 мм на колею 1435 мм и в обратном направлении».
6. Ведение памятки
Ведение дел по обозначению грузовых вагонов колеи 1520 мм, содержащееся в данной Памятке, возлагается на Постоянную рабочую группу ОСЖД по кодированию и информатике.
Приложение 1. Обозначение грузовых вагонов
Род вагона: 2. Вагоны крытого типа
2-я цифра – осность и основная характеристика вагона |
3-я цифра – дополнительная характеристика вагона |
||
0 |
4-х осный вагон, объем кузова менее 120 куб. м |
0-9 |
Характеристики не содержит |
1-3 |
4-х осный вагон, объем кузова 120 куб. м |
0-9 |
Характеристики не содержит |
4-7 |
4-х осный вагон, объем кузова, 120 куб. м с уширенными дверными проемами |
0-9 |
Характеристики не содержит |
Род вагона: 4. Платформы
2-я цифра – осность и основная характеристика вагона |
3-я цифра – дополнителная характеристика вагона |
||
0 |
4-х осная платформа с длиной рамы до 13,4 м |
0-9 |
Характеристики не содержит |
2-6 |
4-х осная платформа с длиной рамы 13,4 м |
0-9 |
Характеристики не содержит |
Род вагона: 6. Полувагоны
2-я цифра – осность и основная характеристика вагона |
3-я цифра – дополнителная характеристика вагона |
||
0-2 |
4-х осный полувагон с люками в полу без торцевых дверей |
0-9 |
Характеристики не содержит |
8 |
4-х осный полувагон с глухим кузовом |
0-9 |
Характеристики не содержит |
9 |
8-х осный полувагон |
0 |
С люками в полу и торцевыми дверями |
2-6 |
С люками в полу без торцовых дверей |
||
8 |
С глухим кузовом |
Род вагона: 7. Цистерны
2-я цифра – осность и основная характеристика вагона |
3-я цифра – дополнителная характеристика вагона |
||
0 |
4-х осная цистерна для нефтебитума и вязких нефтепродуктов |
0 |
Для нефтебитума (бункерный полувагон) с облегченной рамой |
1-3 |
Для нефтебитума (бункерный п/ваг) |
||
5-6 |
Для вязких нефтепродуктов |
||
1 |
4-х осная цистерна для нефти и темных нефтепродуктов, объем котла 50-63 куб. м |
0-9 |
Характеристики не содержит |
2 |
4-х осная цистерна для нефти, темных и светлых нефтепродуктов объем котла 50- 63 куб.м (сезонная специлизация) |
0-9 |
Характеристики не содержит |
3-4 |
4-х осная цистерна для светлых нефтепродуктов |
0-7 |
Объем котла 73,1куб.м |
8 |
Объем котла 75 куб.м |
||
9 |
Объем котла 85,6 куб.м |
||
5 |
4-х осная для светлых нефтепродуктов |
1 |
Объем котла 85,6 куб.м |
6 |
4-х осная цистерна для химических грузов |
0 |
Для серной кислоты |
1 |
Для улучшенной серной кислоты |
||
3 |
Для меланжа |
||
4 |
Для метанола |
||
5-8 |
Для остальных химических грузов |
||
7 |
4-х осная цистерна для пищевых продуктов |
0 |
Для спирта |
1 |
Для молока |
||
2 |
Для растительного масла |
||
3-4 |
Для виноматериалов |
||
5 |
Для патоки |
||
8 |
Для остальных пищевых продуктов |
||
9 |
8-х осная цистерна нефтебензиновая |
0-1 |
Для нефти и нефтепродуктов объем котла 159 куб. м габарита ТЦ |
4-5 |
Для светлых и темных нефтепродуктов объем котла 140 куб.м |
||
7 |
Для светлых нефтепродуктов объем котла 161,6 куб. м |
Род вагонов 8. Вагоны изотермические
2-я цифра – осность и основная характеристика вагона |
3-я цифра – дополнителная характеристика вагона |
||
0 |
4-х осный вагон-термос |
0-1 |
Характеристики не содержит |
1 |
4-х осный вагон-ледник |
0 |
С пристенными карманами |
4 |
С потолочными баками |
||
7 |
Для вина |
||
3 |
4-х осный автономный рефрижераторный вагон (АРВ) |
0 |
Со служебным отделением для бригады |
1 |
Без служебного отделения для бригады, длиной кузова 19 м |
||
3-4 |
Без служебного отделения для бригады, длиной кузова 21 м |
||
4 |
4-х осный грузовой вагон в составе рефрижераторных поездов |
0 |
21-вагонного поезда |
1 |
12-вагонного поезда |
||
5 |
4-х осный грузовой вагон в составе 6-ти вагонной рефрижераторной секции |
0-4 |
Характеристики не содержит |
7 |
4-х осный грузовой вагон в составе 5-вагонных рефрижераторных секций |
0 |
Для секций без служебного отделения ZA-5 |
1 |
Постр.ГДР со служебным отделением |
||
2-6 |
Для секций постройки БМЗ |
||
7-9 |
Для секции ZB-5 постройки ГДР |
||
9 |
8-х осный грузовой вагон в составе рефрижераторной секции |
0 |
Характеристики не содержит |
Род вагона 9. Прочие вагоны
2-я цифра – осность и основная характеристика вагона |
3-я цифра – дополнителная характеристика вагона |
||
0 |
4-х осный вагон для перевозки грузов |
0 |
Для аппатитового концентрата “-” модели 10-402 |
1 |
Для сырья минеральных удобрений |
||
2 |
Зерновоз для перевозки минеральных удобрений |
||
3-6 |
Для минеральных удобрений |
||
7 |
Для крытых специализированных |
||
8 |
Саморазгружающийся полувагон |
||
1 |
4-х осный вагон для перевозки грузов |
0 |
Для агломерата (длиной рамы 10 м) и окатышей |
2-4 |
Для агломерата (длиной рамы 12 м) и окатышей |
||
5 |
Платформа для лесоматериалов |
||
6 |
Полувагон для технологической щепы полуваг. |
||
8 |
Крытый вагон, переоборудованный из рефрижераторного, сборно-раздаточный |
||
2 |
4-х осный для перевозки грузов |
0-4 |
Вагон для среднетоннажных контейнеров на базе полувагона, крытого |
5 |
Крытый вагон для легковесных грузов (ЦМГВ) |
||
7 |
Крытый для автомобилей |
||
8 |
Платформа 2-ярусная для автомобилей |
||
9 |
Цистерна для порошкообразных грузов |
||
3 |
4-х осный вагон для перевозки грузов |
0-6 |
Хоппер для цемента |
7-9 |
Цистерна для цемента |
||
4 |
4-х осная вагон для перевозки грузов |
0-2 |
Для большегрузных контейнеров (длиной рамы менее 13,4 м) |
3 |
Для большегрузных контейнеров (длиной рамы 13,4 м) |
||
4-9 |
Для большегрузных контейнеров (длиной рамы 18,4 м) |
||
5 |
4-х осный вагон для перевозки грузов |
0-8 |
Для зерна (хоппер) |
9 |
для зерна на базе цементовоза (временно под зерно) |
||
6 |
4-х осный вагон для перевозки грузов |
0 |
Вагон 2-вагонной секции для живой рыбы |
1 |
Вагон одиночный для живой рыбы |
||
2 |
Вагон для скота повышенной вместимости |
||
3 |
Вагон для скота с верхним расположением люков |
||
4 |
Вагон 2-ярусный для скота |
||
5 |
Вагон для скота с нижним расположением люков |
||
6 |
Платформа для рулонной стали |
||
7 |
Для перевозки муки |
||
8 |
Цистерна для инертных грузов |
||
9 |
Хоппер со снятой крышей |
||
7 |
4-х осный вагон для перевозки грузов |
0 |
Цистерна для кальцинированной соды |
Род вагона: 3. Прочие вагоны
2-я цифра – осность и основная характеристика вагона |
3-я цифра – дополнителная характеристика вагона |
||
0-1 |
4-х осный хоппер-дозатор |
0-4 |
Типа ЦНИИ-2, ЦНИИ-3 |
5-8 |
Типа ЦНИИ-ДВ 3М |
||
2 |
4-х осный думпкар |
0 |
Типа 4ВС-50 |
3 |
4-х осный думпкар |
0-9 |
Типа 5ВС-60 |
4-5 |
4-х осный думпкар |
0-9 |
Типа 6ВС-60, 7ВС-60 |
6 |
6-ти осный вагон для перевозки грузов |
4 |
Платформа |
6 |
Полувагон |
||
7 |
Цистерна |
||
8 |
3-х вагонной рефрижераторной секции |
||
9 |
Остальные вагоны |
||
7 |
4-х осные служебно-технические вагоны рефрижераторных поездов и секции не для перевозки грузов, прочие не для перевозки грузов |
1 |
Вагон-машинное отделение, дизель- электростанция 12- вагонной секции |
2 |
Вагон-машинное отделение, вагон- служебное помещение, дизельный вагон 21-вагонного поезда |
||
3 |
6-вагонной секции |
||
4 |
5-вагонной секции ZB-5 постройки ГДР |
||
5 |
5-вагонной секции постройки БМЗ |
||
6 |
Служебный вагон 2-вагонной секции для живой рыбы |
||
7 |
Служебный вагон 3-вагонной секции, отдельный дизель-служебный вагон |
||
9 |
Транспортеры |